10 ноября 2022 года состоялась российская премьера фильма “Сверхъестественное. Знаки” (Something in the Dirt) Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона.
Я собрала здесь детали их творческой биографии, в частности интервью по Zoom, где эти двое обсудили нюансы кинопроизводства через призму своих личных переживаний, грань между добродетелью и злодейством и то, как режиссура для развлекательного гиганта выкристаллизовала их кинематографическую идентичность. Это отредактированные выдержки из бесед с New York Times и Collider. Из всего этого складывается интересный портрет двух авторов из Голливуда, за развитием деятельности которых интересно наблюдать.
Режиссёрский дуэт Джастина Бенсона (Justin Benson) и Аарона Мурхеда (Aaron Moorhead) обычно работали в низкобюджетном научно-фантастическом сегменте, а в 2020 году получили работу в сериале Marvel для Disney+ “Лунный Рыцарь”. Для него они сняли два эпизода (e2 Summon The Suit и e4 The Tomb). А сейчас они заняты на следующем проекте студии - втором сезоне "Локи".
***
О работе над "Сверхъестественное. Знаки"
Джастин Бенсон и Аарон Мурхед рассказали историю странного визита в Эстонию, произошедшего несколько лет назад. Там они познакомились с некими людьми, они последовали за ними домой, чтобы выпить и поболтать.
Отчасти из странного общения появилась идея создания Something in the Dirt. Любопытство к странностям мира и вещам, которые лежат за пределами нашего понимания, является основой научно-фантастического фильма, пятого полнометражного проекта Бенсона и Мурхеда.
Something in the Dirt во многих отношениях является классическим примером в их серии захватывающих, умопомрачительных погружений в сверхъестественное: их работы на сегодняшний день, от лавкрафтовского “Паранормального” до звёздного научно-фантастического триллера “Грань времени” (2019, Synchronic), показывают персонажей, поглощённых своими навязчивыми исследованиями запредельного, поддерживаемыми с помощью спецэффектов и умных сценариев, которые противоречат их малым бюджетам на производство.
Также Something in the Dirt выделяется как по форме, так и по контексту – он снят во время COVID (и со всеми вытекающими из этого ограничениями). Он рассказывает об одинокой душе Джоне (в исполнении А. Мурхеда), желающем общения или совместной деятельности, и неудачливом шулере Леви (в исполнении Дж. Бенсона), соседях по ветхому жилому комплексу Laurel Canyon в Лос-Анджелесе. Проведя ряд наблюдений за необъяснимыми сверхъестественными явлениями в квартире Леви, парни попытались запечатлеть это на камеру для личной выгоды. Но вместо выгоды они наталкиваются на катастрофические результаты.
Одновременно документальный фильм, который они снимают, перетекает в фильм, который мы смотрим, пока границы между ними не становятся достаточно размытыми.
Этот фильм неразрывно связан с обстоятельствами эпохи COVID: всего два парня, сценарий, несколько камер, а также помощь и поддержка сплочённой группы продюсеров и креативщиков, включая давнего друга и продюсера Дэвида Лоусона (David Lawson). И, поскольку в нём исследуется, как одиночество и изоляция могут привести нас к некоторым жутким образам мышления, это яркое напоминание о социальных инкубаторах, в которых за последние пару лет появились опасные теории заговора.
Интервью с New York Times
С момента выхода своего дебютного полнометражного фильма “Ломка” (2012, Resolution) Бенсон и Мурхед делали фильмы по-своему, осуществляя полный творческий контроль над своей пластичной, изменчивой жанровой эстетикой. Упоминаемый в рецензиях как их “самый личный” фильм после виртуальной премьеры на фестивале Sundance, Something in the Dirt является квинтэссенцией их чувств, резко контрастируя с их режиссёрским вкладом в сериал Marvel Disney + “Лунный Рыцарь”, нетипичным и странным шоу о супергероях, включающим диссоциативное расстройство идентичности, хаос, египетских богов и Оскара Айзека.
New York Times (NYT): Something in the Dirt – это фильм о двух парнях, снимающих фильм. Отразилось ли то, как вы снимаете фильмы и сотрудничаете, на сюжете?
Джастин Бенсон (Бенсон): Что странно, так это наша динамика, наш процесс создания фильма и наши отношения не могли бы отличаться больше, чем у Джона и Леви. Очевидно, мы видели, как его описывали как “их самый личный фильм” (their most personal film). Вероятно, в этом есть доля правды, но вы должны вникнуть в это странно точное определение “личного”, потому что это самое далёкое от автобиографического. Персонажи были намеренно сконструированы так, чтобы сильно отличаться от того, кто мы есть.
Аарон Мурхед (Мурхед): По большей части нас интересовали эти персонажи, потому что мы исследовали вещи, в которые мы не верим. Это не только в наших фильмах. Это наше свободное время, наши разговоры. То, что интересно, кажется немного опасным. Это на грани высмеивания, но всё ещё может вызвать резонанс в наших умах и сердцах.
Бенсон: Единственное сходство между Аароном и мной, Джоном и Леви в том, что мы проводим много времени, разговаривая о научной фантастике. Но в том-то и дело. Огромная разница для нас в том, что Джон и Леви быстро верят, а мы никогда ни во что не верим.
NYT: Джон и Леви обмениваются друг с другом историями, которые либо не соответствуют действительности, либо сомнительны. Такое чувство, что в этой динамике есть частичка тебя. Было ли приятно играть в эту вымышленную, очень раздробленную среду?
Бенсон: Есть момент в фильме – Леви обвиняет Джона во лжи, а Джон говорит: “Ты лжёшь больше, чем кто-либо, кого я когда-либо встречал!” (You lie more than anyone I’ve ever met!) Они лгут по-разному. Леви работает в баре и хочет показать себя с лучшей стороны. У него, наверное, есть с полдюжины разных историй, и как только они у тебя заканчиваются, ты остаёшься с этой грустной, одинокой душой. Джон лжёт по другим причинам, но то, как они лгут, было частью того, чтобы показать их настоящими людьми.
Мурхед: Мы были поглощены этой идеей: вы сочувствуете одному персонажу и подозреваете, что другой – злодей, а затем это постепенно меняется на протяжении всего фильма, и к концу вы понимаете, что они оба ущербные человеческие существа, ни злодей, ни герой. Никто из нас никогда не верил, что персонажи, которых мы играли, были плохими людьми, но пока мы выступали, мы верили в достоинство того, что они делали. В глубине души какая-то часть меня говорит, что это не злодейство, если ты добродетелен, но ты не знаешь, добродетелен ты или нет. Ты просто надеешься, что это так.
Бенсон: Разные способы, которыми Джон и Леви лгут, связывают их с нами как создателей, надеюсь, как персонажей с человечеством. Вы надеетесь, что при том, как работает научная фантастика, люди не подумают, что вы лжёте, что они понимают, что это научно-фантастическое повествование – что люди не думают, что вы выражаете точку зрения, которую можно было бы назвать ложью.
Мурхед: Частью концепции этого фильма было исследовать ваши собственные отношения с поп-культурой и то, что вы показываете миру. Иногда ложь входит в дух времени так, как вы этого не хотели. В чём именно заключается ответственность человека, который создаёт все эти вещи целиком? Как режиссёру страшно думать, что кто-то действительно может поверить в то, что то, что вы им показываете, реально.
NYT: Премьера Something in the Dirt состоялась на фестивале Sundance. Премьера “Лунного Рыцаря” состоялась в марте на канале Disney+. Я не умаляю достоинств “Лунного Рыцаря”, но он сравнительно безличен, потому что это постановка Marvel. Это большой скачок от ваших фильмов “Весна” (2014, Spring) и “Паранормальное” (2017, The Endless) к Marvel. Оставалось ли это личностное качество неизменным в этих рамках?
Мурхед: Когда мы столкнулись с десятилетием полной нетрудоспособности, мы заходили в каждую студийную питч-комнату для каждого отдельного проекта, выкладывали всё, что у нас было, и не могли этого сделать. Теперь мы понимаем, что это было к лучшему, потому что нашей альтернативой было снять личный независимый фильм. Это укрепилось в нашем собственном сознании, но также и в сознании того, что вы называете индустрией, что именно мы делаем. Теперь, когда люди спрашивают нас, хотим ли мы что-то сделать, это относится к этой нише – не в широком смысле ужасов, а в широком смысле научной фантастики. Здесь кроется тайна, и в этом есть что-то тёмное и космическое.
Дело не в том, что мы должны стереть свою индивидуальность и работать внутри “машины”. Чего Marvel хотели от нас, так это нашего голоса. Это проявляется в основном в визуальных эффектах, потому что сценарии отделены от режиссуры, но мы вкладываем в это много себя. Но ваш тезис определённо верен. По определению нет ничего более личного, чем независимый фильм.
Бенсон: “Лунный Рыцарь” дал нам возможность работать с теми, с кем мы иначе не стали бы сотрудничать, и это точно расширило наши творческие миры. Эти возможности также дали нам время на съёмочной площадке в сжатые сроки, которые в некотором смысле были похожи на вторую киношколу, хотя быть режиссёром – это значит постоянно учиться в киношколе, потому что на самом деле каждый день никогда не распланирован.
Мурхед: Самый большой страх, который мы оба испытываем, – это потеря нашего любопытства и способности расти. Это может случиться и это может подкрасться к вам незаметно. Если вы снимаете только свои собственные фильмы, вы можете начать повторяться, потому что думаете, что у вас есть куча замечательных идей, но все они – одна и та же идея. Мы хотим создавать только то, что чисто выражает нас самих. Прямо сейчас, занимаясь чем-то большим и занимаясь чем-то из разряда независимого кино, они очень хорошо подпитывают друг друга.
Иногда в интервью журналисты называют главных героев фильма Something in the Dirt друзьями. Джастин Бенсон поправляет/уточняет: “Но это интересно, когда вы называете их друзьями – даже когда мы говорим о том, что мы дадим “двух друзей” в качестве логической линии, – на самом деле они больше определяются тем, что не являются друзьями. И мы всегда хотели рассказать историю об этом. Мы пытались это сделать более десяти лет: ещё до того, как мы сняли “Ломку” (Resolution), был сценарий, раскрывающий динамику между людьми, вынужденными просто сосуществовать в запутанных профессиональных отношениях, и о том, как вы никогда не даёте традиционного третьего акта, где они учатся принимать друг друга, признают различия между собой и всё такое. Очевидно, что-то из этого есть в фильме, но я не думаю, что кто-то из нас сказал бы, что эти ребята друзья. Далеко от этого”.
Из разговора с журналистом Collider
Здесь уже упомянуто, что дуэт работал над постановкой второго и четвёртого эпизодов для сериала Moon Knight (Мохамед Диаб (Mohamed Diab) ставил остальные эпизоды, 1, 3, 5 и 6), а также они принимали участие в работе над большинством эпизодов второго сезона Loki. Именно Moon Knight стал для них первым крупным коммерческим проектом.
В интервью изданию Collider режиссёры рассказали о том, как они пришли к работе с Marvel подробнее. Ниже основные тезисы из разговора с журналистом.
Аарон Мурхед сказал, что до работы над эпизодами сериала Moon Knight, они обращались к боссам в Marvel множество раз, они пытались найти что-то, над чем можно было бы работать вместе. В ноябре 2020 года появился проект, подходящий под их запросы. Это было пандемийное время, и отпраздновать удачу не получилось, как подобает – сходить в ресторан и торжественно выпить шампанского.
Поэтому у дуэта режиссёров осталось ощущение сюрреальности от того момента. Мечта сбылась, а вокруг замкнутое пространство. Джастин Бенсон вспоминает, что комиксами он увлёкся в восемь лет. Тогда одноклассники бойко советовали ему почитать истории о Лунном Рыцаре, как об очень крутом герое (Moon Knight is the cool thing). В Marvel им сказали, что есть возможность взяться за проект о реально крутом супергерое. И у Бенсона сложились эти впечатления о детстве и сбывшейся мечте в период Covid-19 в некое сюрреальное событие, конечно, это очень необычно.
Одна из особенностей Marvel и причина, по которой люди любят Marvel, заключается в том, что каждый раз, когда они что-то делают, они просто заново изобретают то, на что способен жанр супергероев. Они совершают смелые поступки. Например, в WandaVision они пошли на включение в повествование жанра чёрно-белого ситкома, отбросив страх того, что целевая аудитория, возможно, не знает его. Тем не менее они сделали это.
Аарон Мурхед соглашается, что Marvel – очень комфортны в плане сотрудничества, потому что прислушиваются к идеям актёров и режиссёров ради того, чтобы результат получился интересным и привлекательным для зрителей. Все главные действующие лица – Оскар Айзек, Итан Хоук и Мэй Каламави – приложили усилия к истории, которую они все рассказывали, не только как исполнители, но и как писатели. Они все работали единой командой. Они вместе придумывали идеи и рисковали.
Джастин Бенсон добавляет: “В частности, с Лунным Рыцарем есть очевидная вещь, например, не стоит снимать “Лунного Рыцаря”, если не собираешься быть смелым конкретно с этим персонажем. Но помимо всего этого, мы всегда чувствовали, что если бы мы не были смелыми, если бы мы не двигались, выходя за границы, если бы мы не делали больших замахов, то мы упустили бы из виду то, чего хочет от нас эта Вселенная”.
Сейчас творческий дуэт находится в работе над своим следующим проектом Marvel, вторым сезоном “Локи”. По их словам, они рады, что получили эту работу. Они горды тем, что сделали на Moon Knight, рады, что Marvel действительно понравилось то, что они сделали и дали им второй проект.
Мурхед: Ещё один изгой.
Бенсон: У всех них есть сложности, но у этих двоих есть сложности в том, чтобы быть изгоями, и в этом есть что-то особенное, за что бороться – это большая честь.