Найти в Дзене
VOICE

Через побои к славе: как Полину Осетинскую отец пытками превратил в вундеркинда

Оглавление

В 80-х годах СССР охватила вундер-истерия. В прессе постоянно писали об одаренных детях, демонстрирующих разные таланты, ведь они как нельзя лучше показывали превосходство советской системы воспитания над буржуазной. Оказалась в центре внимания и юная музыкантка Полина Осетинская.

Выступать девочка начала в шесть лет, собирая полные залы. Малышка легко играла Баха и Моцарта, приводя публику в восторг. Наставником Полины был ее отец Олег Осетинский — сценарист известных советских фильмов «Звезда пленительного счастья» и «Ломоносов».

Полина Осетинская в юности
Полина Осетинская в юности

Одаренная дочь талантливого человека — эта история мигом оказалась на первых страницах газет. Правда, профессионалы отмечали: ребенок очень упрощает произведения и пропускает ноты. Но кто будет их слушать? Наверняка завидуют, ведь у них нет таких учеников!

Беглянка

Олег с удовольствием давал интервью, рассказывая, что учит дочь по собственной методике. Он утверждал, что прочитал горы литературы, разобрал несколько старинных роялей, чтобы понять тайну их работы, тщательно изучил устройство человеческого тела, к тому же с детства сам имел великолепные слух и память. И все свои способности, утверждал Осетинский, он использовал для того, чтобы сделать девочку уникальной музыканткой.

И поначалу казалось, что у мужчины получилось. Но спустя несколько лет разразился скандал: 13-летняя Полина сбежала из дома. Журналистам она рассказала — отец ее избивает, издевается, заставляет заниматься до полной потери сил и морит голодом. Педагоги, глядя на кисти музыкантки, разводили руками: ребенок искалечен и вряд ли когда-нибудь станет профессиональным пианистом. Чрезмерные нагрузки привели к тому, что пальцы уже не могли воспроизводить правильные движения.

Но Полина действительно оказалась вундеркиндом: она всё же получила музыкальное образование и стала известной. Выступала в разных странах, принимала участие в престижных международных фестивалях, представляла интересные проекты с другими артистами, получила множество наград. А уже будучи взрослой, написала книгу «Прощай, грусть», из которой стало понятно: своего Осетинская добилась вопреки тому, что делал отец, а не благодаря ему.

Полина Осетинская в детстве
Полина Осетинская в детстве

«Учиться музыке не пойду»

Полина была третьей дочерью Осетинского, которого на момент рождения девочки уже знали в Союзе как известного журналиста, писателя и сценариста. Но Олег всегда мечтал стать пианистом — помешали этому сломанные в детстве пальцы. И тогда он решил сделать звездами своих детей — любой ценой.

Первым объектом экспериментов Осетинского стала старшая дочь Наталья. Вундеркинда из девочки не получилось: очень скоро, не выдержав отцовских методов обучения, она сбежала из дома. Но оставались две ее сестры — Марина и Полина. Олег решил работать с младшей из них. Почему — неизвестно. То ли Полина казалась ему более талантливой, то ли он счел, что чем меньше ребенку лет, тем проще подчинить его волю.

В пять лет Полину отдали в музыкальную школу. Идти туда девочка не хотела. Узнав, куда они с мамой направляются, выскочила на проезжую часть и закричала: «Буду тут стоять, пока меня машина не переедет, но учиться музыке не пойду!» Протест не помог — ребенка отвели к преподавателям. Стены невнятного зеленого света, клавиши, крючочки и точечки нот, линейка, которой бьют по рукам за ошибки, и ощущение беспомощности — так потом вспоминала эти годы Полина.

Жила она тогда с матерью, которая никогда не состояла в официальном браке с Олегом Осетинским. Но это не мешало женщине строго следовать указаниям любовника и часами стоять возле дочери, контролируя ее занятия. Тем не менее экзамены в Центральную музыкальную школу — ЦМШ — Полина провалила. После этого Олег явился к преподавательнице девочки, а после беседы женщину увезли из кабинета на скорой. Что произошло за закрытыми дверями, так и осталось неизвестным.
Полина Осетинская на концерте
Полина Осетинская на концерте

Осетинский после этого эпизода решил: дочерью отныне он будет заниматься сам. Мужчина увез Полину в небольшую прибалтийскую деревню, где каждый день заставлял садиться за пианино, ставя всё новые и новые задачи: играй быстрее, выучи как можно скорее романс Моцарта. Там же, в селе, состоялся первый концерт девочки. Публика была в восторге, а отец Полины утвердился во мнении: у него получается! А вскоре устроил дочке выступление в Большом зале Вильнюсской консерватории.

Полина сначала оробела: это вам не деревенский киноклуб! В зале сидели профессионалы, с изумлением наблюдающие, как пигалица в шортиках и маечке исполняет прелюдии Скрябина. Осетинской долго аплодировали, но она потом говорила: кажется, музыканты так и не поняли, что они только что увидели — демонстрацию уникальных способностей или цирковой номер. Но Олег не сомневался, что восторг публики искренний. Он договорился с педагогами ЦМШ о занятиях с дочерью, и вскоре девочка всё же поступила школу.

После начала учебного года Осетинский забрал Полину у матери, и начались первые проблемы. Представления о питании ребенка у мужчины были странные: Полина нередко теряла сознание от голода. На завтрак ей могли дать стакан яблочного уксуса, разбавленного водой, пять витаминок и десяток таблеток аскорбинки, на обед — кусок засохшего сыра и ложку меда. Ужин бывал не всегда, да и получала вечером девочка разве что стакан кефира или корку хлеба.

Праздником для Полины были дни, когда отец запекал утку: их в отличие от кур в магазинах не покупали из-за почти полного отсутствия мяса. Впрочем, девочке еще повезло: ей доставалось еды больше, чем единокровному брату Олегу. Из мальчика Осетинский пытался сделать чемпиона по боксу и считал, что лучше всего этому способствуют разные ограничения, в том числе и в питании. Есть детям позволялось лишь две-три минуты: всё, что они успевали проглотить за это время, и становилось их рационом.

Олег Осетинский учил дочь по собственной методике
Олег Осетинский учил дочь по собственной методике

Дубль-стресс

Учил Полину отец по методике «дубль-стресс», создатели которой верили, что организм начинает использовать все возможности мозга лишь в стрессовой ситуации. Чтобы загнать девочку в такое состояние, мужчина составил жесткий график: занятия музыкой чередовались с короткими перерывами, во время которых Полина должна была либо прыгать, высоко поднимая колени, либо бегать. Воду можно было пить только в определенное время и непременно под Баха. Отдых был под запретом — он дозволялся только в определенные дни в качестве награды.

Преподавателей для дочери в школе Осетинский выбирал сам. Одна из них, Вера Горностаева, потом говорила: Олег ей сразу не понравился — он производил впечатление человека крайне раскованного, эдакого ницшеанца, для которого не существует моральных барьеров. Она же отмечала: Осетинский обладал невероятным, почти гипнотическим даром убеждения, с которым не мог справиться даже взрослый — куда уж устоять перед таким напором восьмилетнему ребенку.

К восьми годам в репертуаре девочки было уже 10 часов музыкальных произведений. Многие из них Полина сознательно упрощала — это замечали профессиональные музыканты, но не Олег. Он был уверен, что дочь играет все ноты и делает это идеально. Любой педагог, утверждающий обратное, тут же становился врагом Осетинского. Концертов у Полины становилось всё больше, а ее отец шел на всё, чтобы сделать ее популярнее. Не раз и не два он заставлял девочку звонить известным дирижерам и тоненьким голоском пищать в трубку: «Здравствуйте, маэстро N, давайте устроим совместное выступление?»

Из ЦМШ Полина ушла из-за отца — тот легко нарушал устав школы, когда ему казалось, что это пойдет на пользу славе дочери. Девочка успешно гастролировала по стране, иногда давая по три-четыре концерта в день. Это был настоящий чес, который приносил за сутки до двух тысяч рублей — в 10 раз больше средней зарплаты за месяц в СССР. У Полины брали интервью, о юной пианистке снимали репортажи. Написали об ней и американцы в The Washington Post. В 1988 году Полину пригласили в тур по США — счастью Осетинского не было предела!

Незадолго до поездки девочка попала в больницу: привезли ее туда на скорой. После обследования стало понятно: у ребенка 25 хронических заболеваний ЖКТ в стадии обострения. Рисковать визитом в Америку Олег не хотел и начал кормить девочку нормально: времена, когда Полина воровала кашу из миски собаки Жульки, остались в прошлом. На кону стояли мировая слава и колоссальные деньги. Но и то и другое не досталось Осетинскому — вскоре Полина сбежала. Последней каплей стала не очередная госпитализация или изматывающий чес, а чудовищной домашнее выступление, которое девочка запомнила на всю жизнь.

-6

«Быстрее! Еще быстрее!»

В тот вечер в гости к Осетинским пришли друзья Олега. Полина появилась перед ними в красивом бархатном платье — у девочки начала расти грудь, и в новом наряде она чувствовала себя настоящей взрослой женщиной. Она ухаживала за пришедшими, наливала им чай, кокетничала, те в ответ делали комплименты. А потом явился Осетинский — после ужина в ресторане от него сбежала дама, и Олег был в самом мрачном расположении духа.

Плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы дочь сыграла этюд Шопена. Слушая музыку, Олег кричал: «Быстрее! Еще быстрее!» На четвертый раз у девочки заболела рука, и она сказала об этом, пытаясь оправдаться. Олег подскочил к Полине, разодрал на ней платье, несколько раз ударил, швырнул головой в батарею, а потом голой усадил за рояль и рявкнул: «Быстрее, сволочь!» Полина играла, заливая клавиши кровью. Гости молча смотрели на происходящее: ни один из присутствующих мужчин не попытался вступиться за ребенка.

Впрочем, это было не первое «голое» выступление Полины — последние полгода отец нередко заставлял ее играть перед людьми обнаженной по пояс. Но этот раз стал последним — девочка поняла, что больше не в состоянии терпеть издевательства. Сначала она даже собиралась покончить с собой, но ее отговорила знакомая, которой Полина рассказала о жестокости отца. Сначала Осетинская пряталась у приятелей, потом перебралась в интернат при консерваторской школе-десятилетке. Хлипкой, но всё же защитой стала публичность: о том, в чем заключаются секреты «дубль-стресса», Полина рассказала репортерам.

Олег пытался вернуть дочь — присылал к ней знакомых с подарками, уговаривал через них встретиться. Один раз Полина согласилась — повезло, что ее друзья отказались оставлять девочку с мужчиной наедине. Вместо приветствия Олег потребовал: «Вернись немедленно, мерзавка!» Услышав отказ, плюнул девочке в лицо и начал сыпать проклятиями. Может, и ударил бы, по помог бульдог подруги Полины: вцепился Осетинскому в ногу, не дав напасть на ребенка.

Выступление взрослой Полины Осетинской
Выступление взрослой Полины Осетинской

Удивительно, но музыку, несмотря ни на что, Полина не разлюбила. Многие педагоги «облизывались» на нее, но стоило им познакомиться с вундеркиндом поближе, как наставники отступали: руки безнадежно испорчены, да и отец может отколоть какую-нибудь штуку — кто знает, что еще придумает этот ненормальный. Заниматься с Осетинской отважилась лишь Марина Вениаминовна Вольф, которая смогла исправить все недочеты в игре девочки и восполнить пробелы в ее знаниях.

Полина сменила репертуар: играла с тех пор на концертах только то, что выучила вместе с профессиональным преподавателем. Отец, глядя на это, говорил: без него девочка потухла, стала никем. Требовал, чтобы дочь сменила фамилию и не позорила его, набрал учениц, которых обещал готовить по своей фирменной методике. Твердил, что всё, рассказанное дочерью, — клевета.

Олег Осетинский
Олег Осетинский

До конца жизни Осетинский считал, что Полина обязана ему своей славой, и именно он развил ее таланты в детстве. Скончался Олег в 2000-м году. А Полина в своих мемуарах написала: «Порой мне очень не хватает отца. Не того, которого было слишком много, а того, которого не было никогда».