Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida, 1863 —1923) это «наше всё» для романтиков реализма, живописующих море/пляжи/деток. А таких немало, в том числе среди представителей «русской романтической школы». В самом деле, на кого им равняться, если не на испанского живописца, у которого есть все: импрессионизм (море, блики, тени), романтизм (в форме романтичных испанских дам/детей/кабальеро) и реализм (а как же без него на рубеже XIX - XX веков!). Гг. Кротов, Аверин, Гусев (см. о них ранее на нашем канале) просто купаются в «водных процедурах» от Сорольи, а русский испанец Волегов открытым текстом признается, что «перенял [у Хоакина] стиль романтического реализма и начал рисовать в этой манере».
Ничего плохого в этом нет, когда речь идет о картинах для яхты и загородного дома – а именно так позиционируют живопись russian romantic school на европейских аукционах. Однако Соролья в свое время писал для дворцов, музеев, аристократических вилл и, по большому счету, для вечности…
Когда Хоакину едва исполнилось два года, его родители стали жертвами эпидемии холеры. Ставший опекуном дядя тщетно пытался научить его слесарному делу, но вскоре понял, что истинное призвание племянника — живопись.
Хоакин изучал рисунок и живопись в Школе ремесленников Валенсии (Escuela de Artesanos) и уже в ходе обучения направлял свои морские пейзажи на конкурсы. Однако они остались незамеченными, и Хоакин взялся за "военно-патриотическую" и религиозную тематику. И предсказуемо получил «грант» для поездки в Рим, где познакомился с великими музеями и современными художниками, в том числе разрабатывавшими импрессионистскую манеру живописи.
Это картина относится к первому этапу творчества художника, когда он творил в жанре социального реализма (realismo social; не путать с соцреализмом!). Название картины взято из романа Висенте Бласко Ибаньеса «Майский цветок», действие которого происходит на пляжах Валенсии. Рыбак Паскуале погибает в море, и его тетка сокрушается о случившемся, восклицая: «Пусть туда [в море] идут все суки, которые торговались при покупке у рыбака! Рыба по-прежнему кажется им дорогой? Фунт должен дорого стоить... [поскольку оплачен смертью рыбаков]!»
Еще ближе Соролья познакомился с импрессионистской живописью в Париже. Там же он проникся влиянием работ Джона Сингера Сарджента, Джованни Больдини и Андерса Цорна.
В 1889 г. художник и его семья поселились в Мадриде, и вскоре Соролья добился большой известности как живописец. Он начал рисовать на открытом воздухе, мастерски владея светом и сочетая его с бытовыми сценами и пейзажами Средиземноморья. Своеобразный живописный стиль Сорольи стиль, названный им «люминизмом», с тех пор будет характерен для его творчества.
В 1910-х Валенсия официально назвала его любимым и достойным сыном (hijo predilecto y meritorio), и его именем была названа улица. Он провел в Париже выставку с более чем полутысячей работ, что принесло ему широкое международное признание, его живописные работы стали известны во всей Европе и в Америке. Невероятную популярность в 1905 г. принесла ему серия картин, изображающих обнаженных купающихся детей. Беспрецедентный коммерческий успех имела его выставка в Нью-Йорке и победа в конкурсах художественных музеев Сент-Луиса и Чикаго.
В 1900-х он совершил ряд путешествий по Испании, итогом которых стали картины, посвященные детям и женщинам на пляжах, где преобладают свобода мазка и особое чувство света.
В 1911 г. Испанское общество Нью-Йорка сделало художнику заказ на серию больших полотен о регионах Пиренейского полуострова, предназначенных для украшения библиотеки штаб-квартиры общества. Чтобы вдохновиться и быть ближе к реальности, Соролья совершил поездку по стране и рисовать каждую сцену в представляемом регионе. Серия «Видение Испании», также известная как «Регионы Испании», состоит из 14 больших панно, на которых изображены праздники и традиционные занятия основных испанских провинций.
После инсульта, в 1920 г. застигшего художника за мольбертом в собственном саду, Хоакин оказался парализован на три последние года жизни.
Хоакин Соролья отличался необычайной плодовитостью и оставил свыше 2000 произведений. Вдова мастера передала его работы в дар Испанской республике. Они составили основную коллекцию Музея Сорольи в его доме в Мадриде. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира от Берлина до Буэнос-Айреса.
Самая подходящая живопись для холодной зимы, не правда ли?
Как по-вашему, удается ли наследникам Сорольи, представителям романтического реализма, приблизиться к тому уровню «люминизма», который характерен для творчества испанского художника?
Жду ваших ответов в комментах, лайков и подписок на канал
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА