самое основное, самое важное. От качества этих расходников и технологии их употребления зависит жизнь иконы, не метафорически.
Т н паволока - тонкая ткань, гасящая разницу в скорости поверхностных колебаний основы иконы и слоя грунта. Люблю белорусские тонюсенькие холстинки, раз уж средневековый китайский шёлк мне недоступен :) Стираю, удаляя бытовую пыль и антипылевые пропитки. Ткань становится очень мягкой.
Грунты предпочитаю чуть тонированные; но это чистая вкусовщина и многолетняя привычка. Здесь важно довести из до рабочей кондиции: не очень жидкие, не очень плотные. Вода - очень-очень-очень чистая, с минимальной защелоченностью.
Приготовление желтковой темперы - той, что привычно зовётся яичной. Нет, цельнояичная темпера имеет совсем иную технологию приготовления и использования, и свойства ее другие. И да, громадное большинство хорошо сохранных, дощедших до нас русских икон писано цельнояичными темперами с включением иных технологий. Да, со студентами мы эти особенности изучаем.
Желток доводится до рабочей концентрации; пахнет и выглядит изумительно *__* Люблю кухню своей мастерской за алхимическую радостную атмосферу.
Затем цветные порошки - пигменты - перетираются в шероховатой посуде с желтковой эмульсией. У меня - хорошие яркие, очень чистые пигменты в виде пудры, купленные в старейшей бельгийской аптеке; со времен позднего средневековья ей владеют поколения одной и той же семьи. "Аптека" в средневековом понятии - лавочка, где есть всё для художников, ювелиров, медиков.
Самая основная (и притом достаточная) палитра иконописца - четыре краски: желтая и красная охра, белила, чернила.
Краски растираются довольно долго - пока не получится гомогенная приятная на вид и ощупь масса. Это - концентрат; при работе он разводится чистой водой в маленьких ёмкостях-лунках.
Получившиеся краски проверяются - достаточно ли желтка, нет ли избытка порошка, не получится ли яичница жёсткая и блестящая. Тут начинающим нужен присмотри мастера и опыт, долгий бесценный опыт.
Правильно приготовленная темпера даёт мягкий, равномерно окрашенный яркий след.
Проверяем все краски, помещаем их в удобные ёмкости - и вперёд, с Богом.
Вот эта крошечная икона Спасителя написана четырьмя красками и их смесями в разных пропорциях.
Мне очень нравится приобщать начинающих к прекрасной технологии дрееевних традиций )
* Спасибо, что посмотрели. Если вам понравилось - поставьте, пжлст, сердечко, это ведь несложное хорошее дело.
А посмотреть ещё, как я пишу и учу писать, можно вот здесь.