Обновлено в 18:55
С 1 января 2023 года компания «Лукойл» переведет все доходы и налоги к уплате в Болгарию из Нидерландов и Швейцарии, где они находились раньше, что даст болгарскому бюджету 350 млн евро в год. Об этом объявил вице-премьер Болгарии Христо Алексиев после переговоров с топ-менеджерами «Лукойла».
Сделка позволит нефтяной компании частично избежать эмбарго на российскую нефть, так как переработанные в Болгарии нефть и нефтепродукты будут считаться болгарскими, поэтому не попадут под ограничения.
В Болгарии «Лукойлу» принадлежит Бургасский нефтехимический комбинат, на его долю приходится около 9% ВВП страны. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «У ряда европейских стран, включая Италию, Чехию, ту же самую Болгарию, есть определенные активы, особенно связанные с нефтепереработкой, которые заточены на технологический процесс, потребляемый именно российским сортом нефти. В этих активах есть определенная доля участия российских компаний, например в Болгарии это компания «Лукойл». Остановка поставки нефти из России вызывала определенный риск того, что данные предприятия в Европейском союзе будут остановлены, потому что они могут просто прекратить свою производственную деятельность, объем переработки упадет, объем поставки на европейский рынок нефтепродуктов также снизится, из-за этого рабочие места будут потеряны. Это, естественно, вызывает достаточно много вопросов и проблем для Европейского союза, и поэтому делают вот такого рода исключения. Вся нефть, перерабатываемая на этих заводах, становится национальной нефтью Европейского союза, болгарской или итальянской, чешской, и весь нефтепродукт, который из нее потом дальше поставляется, — это нефтепродукты, произведенные в Европейском союзе, то есть они, грубо говоря, уже не отождествляются с российской нефтью. Это словоблудие, в котором всем удобно жить, бизнес, который видит определенную выгоду от работы с российской нефтью, продавливает свои интересы, и, соответственно, политикам приходится к нему прислушиваться».
Эмбарго на поставки российской нефти в ЕС должно вступить в силу 5 декабря, на нефтепродукты — 5 февраля. Потолок цен на нефть не будет применяться в случае существенной переработки российской нефти за пределами страны.
Financial Times сообщала, что в Германии не исключают возможной нехватки нефти после вступления эмбарго в силу. Власти Италии также могут обратиться к ЕС с просьбой об отсрочке эмбарго для НПЗ «Лукойла» на Сицилии, чтобы избежать его остановки.
Перерабатывающие предприятия в ЕС есть или были и у других российских нефтегазовых компаний. Об их работе в свете введения эмбарго и ценового потолка на российскую нефть рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Самый известный пример — это НПЗ в Германии, часть которых принадлежала «Роснефти», в отдельных там были даже контрольные пакеты у «Роснефти», в других она была миноритарным акционером, и это, по сути, у нее отобрали. Германия сначала арестовала, а потом национализировала де-факто газпромовские активы, аналогично сделала Польша, и Германия арестовала, но пока еще не национализировала официально активы «Роснефти». При этом если после ареста активов «Газпрома» Россия как государство наложила санкции на эти бывшие «дочки» «Газпрома» и с ними нельзя иметь дело, то против бывших активов «Роснефти» — как раз НПЗ — Россия как государство санкции не накладывала. Туда продолжает идти российская нефть по нефтепроводу «Дружба», и есть определенные сигналы о том, что Германия и Польша, может быть, и не выполнят собственные обещания о том, что они добровольно откажутся от закупки российской нефти с 2023 года, и, возможно, они будут продолжать использовать российскую нефть по «Дружбе» для загрузки и немецких НПЗ, и польских. Поэтому в этом плане РФ не прекращала поставку туда сырья, хотя у «Роснефти» эти активы отобрали. Второй крупный держатель активов переработки — «Лукойл», там как раз обсуждается продолжение его работы для НПЗ на Сицилии. И российские активы в Болгарии, тут тоже есть общие проблемы с активами «Лукойла» на Сицилии: с 5 декабря нельзя будет доставлять нефть морским транспортом в Европу. То есть здесь даже неважно, по потолку цены ты пытаешься продать туда нефть или по рыночным ценам. Неважно, сколько она стоит: если ты пытаешься доставить нефть морским транспортом, то это делать будет запрещено. И это ограничение никто пока не снимал с Болгарии, либо с Италии, либо еще кого-то. И даже актив «Газпромнефти» в Сербии и то косвенно пострадает от подобных мер, потому что сейчас на НПЗ «Газпромнефти» в Сербии нефть попадает транзитом через Хорватию, а с 5 декабря нельзя будет разгружаться в Хорватии. Единственный шанс загрузить сербский НПЗ — это доставить туда нефть транзитом через «Дружбу», соответственно через Беларусь, Украину, Венгрию. Из Венгрии нефть пойдет в Хорватию, там развернется по нефтепроводу и дойдет до Сербии. И Венгрия с Сербией обсуждают сейчас строительство прямого нефтепровода в 100 километров. Но морским транспортом нельзя будет завозить нефть в Европу, неважно, по какой цене. Поэтому тут проблемы создает не потолок цен, а европейское эмбарго, которое они приняли еще в июне 2022 года в рамках шестого пакета антироссийских санкций».
Сегодня ожидаются сообщения, каким именно может оказаться потолок цен для российской нефти. Как писали американские СМИ, его могут ввести на уровне 60-70 долларов за баррель. В Москве ранее обещали не продавать топливо странам, которые поддержат эти ограничения.