Программой Н1-Л3, которая осуществлялась в СССР в 1964–1974 гг., предусматривался полет двух космонавтов к Луне на борту пилотируемого комплекса Л-3. После выхода на окололунную орбиту один космонавт должен был оставаться на борту Лунного орбитального корабля (ЛОК; 11Ф93), а второму предстояло выполнить посадку на поверхность Луны в Лунном корабле (ЛК; 11Ф94).
В 1969 г. начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты-носителя Н-1, предназначенной для выведения комплекса Л-3 к Луне. В 1969–1971 гг. были выполнены пуски трех ракет Н-1 № 3Л, 5Л, 6Л, которые, к сожалению, оказались аварийными. После этого на следующей ракете № 7Л были внесены усовершенствования, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полетом стал осуществлять новый бортовой вычислительный комплекс «Бисер». В состав двигательных установок были введены рулевые двигатели, система пожаротушения, улучшена механическая и тепловая защита приборов и бортовой кабельной сети. На ракете Н-1 № 7Л в общей сложности было установлено более 13 тысяч различных датчиков.
23 ноября 1972 г. был произведен пуск Н-1 № 7Л. Ракета нормально ушла со стартовой позиции, пролетела без замечаний 107 секунд. Однако, за семь секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло мгновенное разрушение насоса окислителя (жидкий кислород) двигателя № 4 первой ступени. В результате этого последовал мощнейший взрыв всей ракеты.
Б.Е. Черток вспоминает: «Четвертым пуском мы по существу начинаем летные испытания новой ракеты. Все три предыдущих пуска ракет были аварийными. Первые два пуска фактически были огневыми испытаниями 30 двигательных установок первой ступени. Только на третьем пуске Н-1 № 6Л мы впервые могли проверить динамику управления при исправно работающих всех двигателях первой ступени. И тут же нарвались на неустойчивость по крену. На 14-й секунде ракета закрутилась и после 50-й секунды „ушла за бугор“. Для устранения этого принципиального недостатка ракеты начиная с № 7Л для управления по крену (относительно продольной оси) были установлены четыре управляющих двигателя...
23 ноября в 9 часов — пуск [Н-1 № 7Л]. Время московское. Отчетливо слышны доклады с ИП-1:
— 50 секунд! Тангаж, рыскание, вращение в норме. Полет нормальный.
— 95 секунд! Двигатели центра выключены. Полет нормальный.
— 100 секунд! Полет нормальный.
Так и должно быть. На 94,5 секундах по программе выключаются шесть центральных двигателей блока „А“. Неужели проскочили? Все внутри сжимается в ожидании доклада о разделении и запуске блока „Б“. Это должно произойти на 113-й секунде.
— 110 секунд... сбои! Сбой информации. Потеря информации по всем каналам!
Информация с борта после доклада о сбоях так и не восстановилась. Уже ясно. Не проскочили! Авария на первой ступени. Теперь авария всего за несколько секунд до включения двигателей блока „Б“ и разделения...».
В РГАНТД в фонде Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР хранятся рассекреченные документы, существенно дополняющие воспоминания Б.Е. Чертока.
В выписке из протокола № 30 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 № 7Л от 4 апреля 1972 г. (Ф. 213. Оп. 6-6. Д.226) приведены данные по аварии Н-1 № 6Л, а также перечислены мероприятия, проведенные на ракете Н-1 № 7Л для повышения ее надежности. Кроме того, в протоколе имеется важная историческая информация по составу комплекса Л-3 и его программе полета.
В состав головного блока Л-3 для Н-1 № 7Л входили: ракетные блоки «Г» и «Д», лунный орбитальный корабль, макет лунного корабля и головной обтекатель, изготовленные в штатной комплектации варианта 6А. Госкомиссией было принято решение провести ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л с осуществлением полета Л-3 к Луне, выходом его на экваториальную орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ) и возвращением спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана.
В выписке из протокола № 38 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 от 3 июля 1973 г. (Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 237) приведены результаты анализа и заключение о причине аварии Н1-Л3 № 7Л. В документе говорится, что «авария Н1-Л3 № 7Л произошла в результате повреждений в хвостовом отсеке блока „А“, вызванных разрушением двигателя 11Д51 № 4. Причиной разрушения этого двигателя явился разгар насоса окислителя. Предположительной причиной разгара насоса окислителя могло быть разрушение радиально-упорного подшипника вследствие отрыва головок заклепок его сепаратора или нарушение баланса осевых сил ротора турбонасосного агрегата (ТНА) при износе элементов узлов уплотнения, или разрушение шнека БДО». Версию о том, что причиной аварийного исхода испытания явились сильные продольные колебания, возникшие после резкого одновременного отключения на времени 94,45 секунд шести центральных двигателей с общей тягой более 900 тонн, Госкомиссия отклонила, как неподтвержденную результатами исследований.
Вопрос повышения надежности комплекса Н1-Л3 обсуждался еще 16 октября 1970 г. на заседании Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 (Ф. 213. Оп. 6-6. Д.212). Тогда был составлен план мероприятий по дальнейшему повышению надежности комплекса Н1-Л3 на изделиях №№ 7Л-14Л. А именно:
№ 7Л: отработка аппаратуры на комплексных стендах;
№ 8Л и 9Л: введение модифицированных двигателей 11Д111 (блок «А»), 11Д112 (блок «Б»), 11Д113 (блок «В») и 11Д114 (блок «Г») с многоразовым запуском без переборки двигателя, выключение двигательной установки блока «Г» от системы КОРД (контроль работы двигателей) со снятием КСДУ, введение дублирования гамма-высотомера механическими датчиками касания лунной поверхности, резервирование электрогидравлического магистрального клапана ДОЛК (двигателей ориентации лунного корабля), проведение огневых испытаний стендовых блоков «Б», «В» и «Г»;
№ 10Л: использование модернизированного блока «Д», обеспечение повторного запуска блока «Д» в аварийной ситуации, введение гарантированного увода блока «Д» при посадке из зоны излучения посадочного радиолокатора, переход на штатную посадку спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана;
№ 11Л: дублирование блока логики АФУ (антенно-фидерное устройство) типа «решетки» системы ДРС (дальняя радиосвязь) на лунном орбитальном корабле (ЛОК);
№ 12Л: увеличение маневра лунного корабля (ЛК) перед посадкой на Луну;
№ 4Л и 13Л: дублирование контура ручной ориентации ЛОК автоматической системой.
Одновременно с ЛКИ комплекса Н1-Л3 проводились работы по подготовке его пилотируемых полетов. В РГАНТД в фонде ЦПК им. Ю.А. Гагарина хранится «Заключение по результатам летных испытаний на самолетах-лабораториях ЛЛТу-104» (Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69). В этом документе говорится, что в период с 30 октября 1969 г. по 20 апреля 1970 г. на аэродроме Чкаловская были выполнены 44 испытательных полета на двух самолетах ЛЛТу-104 (летающая лаборатория). Целью испытаний являлась отработка в условиях кратковременной невесомости конструкций и компоновки ЛОК и ЛК, а также эксплуатационных характеристик скафандров «Кречет» (для командира ЛК) и «Орлан» (для командира ЛОК).
Для этого в салонах самолетов ЛЛТу-104 были размещены макеты бытового отсека ЛОК, отсека лунной кабины и поверхности верхнего переходника между ЛОК и ЛК. Отработку проводили семь испытателей — сотрудников ЦПК им. Ю.А. Гагарина и завода «Звезда» (разработчик скафандров). Испытатели полностью отработали всю программу: одевание скафандров, шлюзование и переход из корабля в корабль по внешней поверхности переходника между ЛОК и ЛК.
По результатам летных испытаний на ЛЛТу-104 были разработаны методики действий экипажа комплекса Л-3 для штатной программы полета и в особых случаях. Таким случаем могла быть потеря работоспособности одним из космонавтов.
В 1973–1974 гг. на Байконуре к старту готовился комплекс Н1-Л3 № 8Л. Пуск планировался на август 1974 г. Однако, в мае 1974 г. все работы по программе Н1-Л3 были приостановлены. В 1976 г. эта программа была окончательно закрыта.
С.Х. Шамсутдинов