Начну с того, что здесь я поделюсь исключительно личным опытом. Потому что я не художник, я просто любитель. Поэтому я предполагаю, что есть и другие варианты, про которые я сейчас рассказать не смогу, хотя про что-то просто озвучу. Но раз вопросы есть, то я с удовольствием расскажу с чем знакома.
Самый распространенный, или традиционный, вариант – это Холст на подрамнике. Но и холсты и даже подрамники бывают разные: холст льняной, холст хлопковый, холст синтетический, холст 3D. Холст 3D отличается от традиционного холста именно шириной подрамника, его боковая сторона составляет 3,5 – 4 см, она также обтянута холстом и на ней также хорошо виден рисунок. В то время как у обычного холста ширина боковой стороны подрамника 2 – 2,5см.
До сих пор я использовала только обычные хлопковые холсты.
Так на что же обратить внимание при выборе холста?
Он обязательно должен быть грунтованный. Конечно, при желании, это можно сделать и самостоятельно.
Далее смотрим на плотность, оптимально не менее 300мг/м2, но для первых опытов это абсолютно непринципиально.
Также у холста есть такой параметр как зернистость. Холсты бывают мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Здесь речь идет о фактуре ткани, которая будет проступать под рисунком после высыхания. Оптимальным вариантом считается мелкозернистый холст, но на мой взгляд, это уже дело вкуса, надо пробовать и выбирать. Кому-то это вообще не нравится, и они подбирают другие варианты.
Минусы холста в том, что ткань может быть неплотно натянута, и тогда краска будет сливаться в центр. Но проблема исправима, в комплекте с холстом всегда идут клинья для подрамника, маленькие деревянные плашечки, с помощью которых можно регулировать плотность натяжения.
Опыта «общения» с синтетическими холстами у меня нет, могу сказать только, что в основном они используются для печати, но, если верить продавцам и интернету, для акрила они тоже подходят.
Следующий вариант Холст на картоне. Вариант более легкий и экономичный. Как правило холст уже грунтованный, но видимо этого недостаточно, и поэтому, после нанесения краски и по мере высыхания картон деформируется, изгибается. Привести его в форму можно, путем механического давления тяжелыми предметами)) но в последствии все равно этот холст требуется помещать в раму или в фоторамку. Возможно, данная проблема решаема путем дополнительного грунтования. Здесь также под рисунком будет видна фактура холста.
На днях я приобрела холст на МДФ, он тоже тонкий, выглядит как холст на картоне. И по цене он мне обошелся как холст на картоне, но по идее должен быть более устойчив к влаге. В работе еще не пробовала, когда будет что рассказать, обязательно поделюсь с вами.
Еще один вариант это Артборд. Как правило, это МДФ с ламинированнной или неламинированной поверхностью. В зависимости от задачи грунтовка или требуется или не требуется. Я лишь однажды работала на артборде, и поверхность я грунтовала. Преимущества готовых артбордов в том, что они бывают абсолютно разных форм, их поверхность идеально ровная, и они не деформируются. Минус, исключительно для меня, они тяжелее холста, но для кого-то это может быть плюсом.
А дальше речь пойдет о "selfmade" вариантах. Это МДФ, фанера, ДСП, керамическая плитка. Можно купить в строительном магазине лист фанеры или ДСП и там же попросить его нарезать на нужные вам размеры, крупные магазины предлагают такую услугу. Фанера бывает шлифованная, нешлифованная, влагостойкая. Чем больше толщина листа, тем менее она подвержена деформации. Если дома недавно был ремонт, то наверняка можно обнаружить остатки и пустить под это дело. Нарезанные куски грунтуются. Для этого можно использовать обычный строительный грунт или просто краску. При необходимости, после этого отшлифовать. Да, в этом деле скорее всего вам понадобится помощь ваших домочадцев, родственников или друзей, но в этом есть плюс, живое общение, а это очень сближает)))
Все вышеописанное также касается и ДСП и МДФ.
Еще один вычитанный мною «лайфхак» для очень умелых ручек– пропитать кусок ткани (например, старой простыни) клеем ПВА и приклеить к фанере, доске и т.п., обязательно заведя края вокруг листа, чтобы боковины также оказались под тканью, после высыхания промазать всю поверхность еще раз клеем ПВА, и после очередной просушки поверхность загрунтовать или просто покрыть акриловой краской. Холст готов!
Керамическая плитка - вариант, скорее многоразового использования, больше подходящий для экспериментирования. И, как правило, дома после ремонта всегда имеется несколько штук. А можно и купить нужного размера, или нарезать маленькими кусочками. Для экспериментов с цветовыми сочетаниями очень даже подойдет. Глянцевую поверхность можно не грунтовать. Удобство плитки в том, что рисунок с нее можно смыть, даже когда он высох, просто замочив плитку на несколько часов воде.
Кстати, с холста картину тоже можно смыть, только делать это надо сразу, не ждать высыхания. Можно просто слить краску, помогая шпателем или мастихином или даже смыть водой, но после такой процедуры картину придется просушить перед последующим нанесением краски, и возможно, прогрунтовать.
Не имеет смысла приводить здесь цены, так как очень много разновидностей, форм и размеров материала, и также очень много предложений. Поисковики нам всем в помощь)) Я не покупаю холсты в одном и том же месте, я всегда мониторю цены)) И еще один момент, холсты часто продаются в наборах, такая покупка значительно выгоднее. Наборы могут содержать несколько холстов одного размера, а могут быть разных форматов, что тоже очень удобно.
Надеюсь, теперь вам будет проще решиться на флюид арт, ведь флюид арт не обязательно равно холст. Но при этом и холст это вполне доступный, приемлемый и достойный вариант. Просто надо попробовать и самому для себя понять, с чем вам будет приятнее работать.
Если вы знаете другие варианты, то я буду очень рада, если вы поделитесь ими в комментариях!