Найти тему
Москва памятная

40 лет назад скончался Михаил Георгадзе, секретарь президиума ВС СССР и хранитель ценностей грузинской мафии

Сегодня мало кто помнит об этом человеке, а когда то его подпись в течение 25 лет присутствовала на всех Указах президиума верховного совета СССР независимо от их содержания. В одной из ранних, так называемых «блатных песен» Владимира Высоцкого есть такие строчки:

Как хорошо устроен белый свет! -
Меня вчера отметили в приказе:
Освободили раньше на пять лет, -
И подпись: "Ворошилов, Георгадзе".

Его смерть через две недели после Брежнева породила множество слухов и стала предметом оживленного обсуждения на кухнях, в заводских курилках и прочих местах, где советские люди обсуждали происходящие в стране события. Мнение было единым: «Андропов начал наводить порядок!». Как стало известно впоследствии, народная молва в этом случае соответствовала истине, но давайте обо всем по порядку

Георгадзе Михаил Порфирьевич (1912 – 1982)

Выходец из грузинского села Зоди под Кутаиси, начинал трудовую деятельность в сельском хозяйстве.
В 1934 году окончил техникум механизации сельского хозяйства, в 1940 году — Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.
В период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год был военным представителем НКО на ряде оборонных предприятий Урала.

-2

После окончания войны год находился на ответственной работе в Министерстве сельского хозяйства СССР, пройдя путь от инженера до начальника управления министерства.
В 1951 году направлен на работу в Грузинскую ССР.

В 1951—1953 годах — заместитель министра сельского хозяйства и заготовок Грузинской ССР, в 1953—1954 годах — министр сельского хозяйства Грузинской ССР и первый заместитель Председателя Совета Министров Грузинской ССР (1956—1957).
С 1954 по 1956 год — второй секретарь ЦК Коммунистической партии Грузии.

Депутат Верховного Совета СССР с 1954 года. В 1957 году был избран Секретарем Верховного Совета СССР и оставался на этой должности до конца жизни.

Его подпись украшала все Указы Президиума Верховного совета СССР вместе с подписями К. Е. Ворошилова, А. И. Микояна, Н. В. Подгорного и Л. И. Брежнева занимавшими пост Председателя советского парламента в период его секретарства.

Подписи Ворошилов ,Георгадзе
Подписи Ворошилов ,Георгадзе
Москва, кремль. Фото на память после очередной церемонии награждений. М. Георгадзе стоит за спиной академика Келдыша, сидящего между Хрущевым и Брежневым.
Москва, кремль. Фото на память после очередной церемонии награждений. М. Георгадзе стоит за спиной академика Келдыша, сидящего между Хрущевым и Брежневым.
Брежнев и Георгадзе награждают Гагарина
Брежнев и Георгадзе награждают Гагарина

23 ноября 1982 года в Большом Кремлевском дворце должна была состояться внеочередная сессия Верховного Совета СССР, на которой должен был быть избран новый . По официальной версии смерть наступила от сердечного приступа, в то время когда он собирался в Кремль на внеочередную сессию Верховного Совета СССР, на которой должны были избрать нового Председателя президиума вместо скончавшегося Брежнева.

Утром того же дня на дачу к Георгадзе приехали с обыском сотрудники КГБ, действовавшие по личному указанию нового Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова.

В ходе обыска в специально оборудованном хранилище были обнаружены огромные материальные ценности в виде денег в рублях и валюте, золота, антиквариата. Общая сумма по тем временам была вполне сопоставима с пресловутыми миллиардами полковника Захарченко в наши дни.
Во время обыска Михаил Порфирьевич Георгадзе скончался от сердечного приступа, хотя некоторые источники утверждают, что застрелился.

Справедливости ради следует сказать, что далеко не все обнаруженные у Михаила Порфирьевича ценности принадлежали ему. Проживая постоянно в Москве, он не терял связей со своей исторической родиной Грузией.
Не секрет что эта закавказская республика, была одним из центров советской теневой экономики, и там проживало огромное количество богатых людей, которые были готовы платить земляку за покровительство огромные деньги. Сам Георгадзе ничего против не имел и помогал решать определенные вопросы, не отказываясь от вознаграждения. Кроме того он оказывал, говоря современным языком «услуги ответственного хранения» ценностей нажитых скажем так не совсем честно.
Пока был жив Брежнев, можно было ни о чем не волноваться, но настали другие времена.

На открывшейся в 16-00 того же дня сессии ВС СССР депутаты почтили минутой молчания скоропостижно скончавшегося Георгадзе. Внезапно ставшую вакантной должность, занял первый секретарь Тбилисского городского комитета КП Грузии, Ментешашвили Тенгиз Николаевич.

Председатель президиума Верховного совета СССР избран не был, и его обязанности были временно возложены на Первого заместителя покойного Брежнева Кузнецова Василия Васильевича. Интересным является тот факт, что в дальнейшем он еще дважды являлся номинальным главой государства, после смерти Андропова в 1984 и Черненко в 1985.

Михаил Порфирьевич Георгадзе был похоронен со всеми полагавшимися ему по статусу почестями на Новодевичьем кладбище участок №10.

-6

Никаких репрессивных мер в отношении семьи покойного предпринято не было. Супруга Михаила Порфирьевича, Татьяна Ивановна, уехала в Тбилиси, где спокойно прожила еще 20 лет и скончалась в 2003 году на пороге столетнего юбилея. Сын Ренарий Михайлович занимавший к моменту кончины отца должность первого секретаря горкома партии города Рустави, в 1983 году перебрался в Москву. Вплоть до развала СССР занимал пост заведующего отделом транспорта, торговли и финансов постоянного представительства Совмина Грузинской ССР при Совете Министров СССР.