Юридический триллер – чисто американский жанр, который прочно занял место в тамошней литературе ещё со времён Э.С. Гарднера. Чем прочнее судебная система, чем заковыристей законодательство, тем напряжённее романы в жанре юридического триллера. Этот жанр ловко балансирует на грани между развлечением читающей публики и серьёзностью юридических текстов. Один из тех, кто виртуозно умел держать баланс – Майкл Крайтон.
Здравствуйте!
Даже если вы впервые слышите имя Майкла Крайтона, его творения вам точно знакомы. Он вбросил в современную массовую культуру такое количество перспективных идей, что с них до сих пор кормятся целые творческие коллективы. Крайтон, например, придумал «Мир Дикого Запада». И не только. Годом его триумфа стал 1994. Абсолютным хитом телевидения тогда был сериал «Скорая помощь», на киноэкранах с триумфом шёл «Парк Юрского периода», а списки книжных бестселлеров возглавляло «Разоблачение».
Начинается роман как технотриллер. Герой, Том Сандерс, работает в крупной корпорации, занимающейся разработкой новейших компьютерных технологий. В описании новинок компьютерного мира есть элемент фантастики – в 1994 году можно было лишь предполагать уровень технических возможностей, описанных в романе. Почти тридцать лет спустя становится очевидным, что развитие компьютерных технологий пошло по иному пути, и будь роман технотриллером, он давно перестал бы интересовать читателей.
Но это другой вид триллера – юридический. С социальным оттенком.
Мир начал меняться ещё тогда, в конце ХХ века. Всё больше женщин стало занимать руководящие посты, в связи с чем пересмотру подвергся вопрос о сути понятия дoмoгaтeльства. Судебные процессы, связанные с хappacмeнтом, создали обширную прецедентную практику, и обвинения такого рода серьёзно вредят репутации отдельных людей и целых корпораций. Такова социальная реальность, на фоне которой разворачивается сюжет «Разоблачения».
Традиционная ситуация: женщина страдает от притязаний мужчины-начальника, который, используя служебное положение, становится слишком навязчивым. Отказ во взаимности принесёт проблемы на работе.
А если наоборот? Если откровенные предложения делает женщина? Если в её руках власть и возможности, если она может испортить жизнь отказавшему мужчине? Так бывает? Бывает.
Но мужчине, оказавшемуся в такой ситуации, мало кто поверит. Тем более, если чересчур активная начальница достаточно молода и красива. В этой ситуации мужчине трудно отстаивать свои права.
Но герой романа, Том Сандерс, решился. Чтоб защитить своё честное имя, он обратился к адвокату. К женщине. Казалось бы, она должна усомниться в словах своего подзащитного. Но это новый тип личности: леди, которая искренне уверена в социальном гeндepнoм равенстве. Если женщина обладает властью, она может её использовать не хуже мужчин.
При этом даже лучшие из адвокатов знают: таких скользких ситуаций лучше избегать. Представители закона лучше других понимают, как по-разному можно его трактовать.
Тем не менее, Том Сандерс уверен в своей правоте и в необходимости разобраться с ситуацией законными методами. И машина правосудия начинает работать, иллюстрируя развитие сюжета.
Майкл Крайтон написал не просто триллер. Он ни в чём не погрешил против истины.
В триллере и детективе каждый из героев должен получить по заслугам: хорошие люди должны победить, а злодеи получить наказание.
Но в реальности всё совсем не так. Когда жизнь одного человека оказывается на грани разрушения, остальные просто продолжают делать карьеру.
Роман, написанный успешным сценаристом, очень кинематографичен по своей природе. Читаешь и понимаешь: сюжет так и просится на экран.
Просился недолго. В том же 1994 году вышел фильм, в котором сыграли Майкл Дуглас, Деми Мур и Дональд Сазерленд
Майкл Крайтон предупреждает: триллер – это жанр, которым внезапно может обернуться жизнь любого человека
О героях американских детективов:
О знаменитых романах: