Найти тему
Живая информатика

Работа с текстом. Фиксация данных с помощью списков.

Продолжаем знакомиться с материалами для второго класса. Ранее мы уже рассмотрели "точку входа" в курс для второго класса, а именно начальную работу с текстом. Сегодня рассмотрим следующий шаг. С точки зрения информатики мы можем говорить о первичном знакомстве со структурами данных. Но если говорить языком, более понятным детям, речь идёт о способах зафиксировать нужную информацию.

В первой редакции УМК "Информатика для всех" эти способы использовались, но специально не рассматривались, появляясь в 3-4 классе в рамках компьютерных практикумов. В этот раз мы решили уделить им больше внимания, так что и в проекте "Живая информатика" и во второй редакции УМК "Информатика для всех" этим заданиям будет уделено больше времени.

УМК "Информатика для всех" (1-я редакция)
УМК "Информатика для всех" (1-я редакция)

И первым способом, который мы рассмотрим во втором классе, является список. В общем виде под термином список мы понимаем:

письменное перечисление каких-либо объектов.

С точки зрения информатики мы, скорее, готовы говорить о:

абстрактном типе данных, представляющим упорядоченный набор значений.

И тогда придётся заметить, что:

Экземпляры значений, находящихся в списке, называются элементами списка

Однако для учеников начальной школы это довольно сложные концепции и мы остановимся на первом определении. Термин "элемент списка" определять отдельно на этом этапе мы не будем, но использовать его можно и правильно. А вот виды списков разумеется будут рассмотрены. И начинаем мы рассмотрение с маркированного списка. Тут можно дать ученикам определение:

Маркированный список – перечисление объектов (в столбик) в произвольном порядке при котором перед каждой новой записью (элементом списка) ставится специальный символ (маркер);

и рассмотреть пример:

Фрагмент слайда презентации с примером маркированного списка
Фрагмент слайда презентации с примером маркированного списка

Для правильного понимания с учениками мы обсуждаем, что маркированный список используется тогда, когда нам не важна последовательность элементов списка.

Тут же мы можем разобрать с учениками следующие задание. На рисунке изображена комната (если вы работаете с вводом героев - то это комната одного из персонажей):

Иллюстрация к заданию
Иллюстрация к заданию

Задача - составить два маркированных списка, а именно "мебель" и "спортивный инвентарь". Учитывая возрастные особенности второклассников, учителю стоит предварительно распечатать для вклеивания в тетрадь заготовку вида:

Вид листа-заготовки для вклейки в тетрадь.
Вид листа-заготовки для вклейки в тетрадь.

Этот лист важен ещё и потому, что даёт ученикам пример хорошего оформления. Ярко выраженный заголовок, строчки для соблюдения эстетически приемлемого вида итоговой работы и т.д. Кроме того, использование таких листов существенно экономит время.

В качестве альтернативного задания можно предложить вариант, когда ученик составляет списки опираясь не на иллюстрацию, а на текст. Ссылка на такое задание будет ниже.

В след за маркированным списком мы вводим понятие нумерованного списка.

Нумерованный список – перечисление объектов (в столбик) в строгом порядке при котором перед каждой новой записью ставится её порядковый номер;

Для правильного понимания с учениками мы обсуждаем, что нумерованный список используется тогда, когда нам важна последовательность элементов списка. И иллюстрируем это понятие, к примеру так:

Пример иллюстрации нумерованного списка
Пример иллюстрации нумерованного списка

Тут же ученикам предлагается задание.

Слайд к заданию
Слайд к заданию

В этом задании предлагается установить правильный порядок этапов процесса выращивания картофеля. Следующие задания по этой теме менее репродуктивны. Они предполагают анализ текста и установление правильного порядка описанных действий.

Завершают эту тему во втором классе задания связанные с анализом текста, в ходе выполнения которого необходимо составить как нумерованный, так и маркированный списки.

Фрагмент листа для вклеивания в тетрадь, содержащая и текст для анализа и форму для заполнения списков
Фрагмент листа для вклеивания в тетрадь, содержащая и текст для анализа и форму для заполнения списков

Это второй способ фиксации данных который мы рассматриваем со второклассниками. Следующий - таблица.

Вы можете скачать материалы для ввода понятия маркированный список, а также для закрепления навыков, в частности при анализе текста, а также материалы для ввода и закрепления навыка работы с нумерованным списком. Также вам доступны два задания включающие работу с обоими видами списков. Для этого вам надо нажать ТУТ и ТУТ.