Продолжаем знакомиться с материалами для второго класса. Ранее мы уже рассмотрели "точку входа" в курс для второго класса, а именно начальную работу с текстом. Сегодня рассмотрим следующий шаг. С точки зрения информатики мы можем говорить о первичном знакомстве со структурами данных. Но если говорить языком, более понятным детям, речь идёт о способах зафиксировать нужную информацию.
В первой редакции УМК "Информатика для всех" эти способы использовались, но специально не рассматривались, появляясь в 3-4 классе в рамках компьютерных практикумов. В этот раз мы решили уделить им больше внимания, так что и в проекте "Живая информатика" и во второй редакции УМК "Информатика для всех" этим заданиям будет уделено больше времени.
И первым способом, который мы рассмотрим во втором классе, является список. В общем виде под термином список мы понимаем:
письменное перечисление каких-либо объектов.
С точки зрения информатики мы, скорее, готовы говорить о:
абстрактном типе данных, представляющим упорядоченный набор значений.
И тогда придётся заметить, что:
Экземпляры значений, находящихся в списке, называются элементами списка
Однако для учеников начальной школы это довольно сложные концепции и мы остановимся на первом определении. Термин "элемент списка" определять отдельно на этом этапе мы не будем, но использовать его можно и правильно. А вот виды списков разумеется будут рассмотрены. И начинаем мы рассмотрение с маркированного списка. Тут можно дать ученикам определение:
Маркированный список – перечисление объектов (в столбик) в произвольном порядке при котором перед каждой новой записью (элементом списка) ставится специальный символ (маркер);
и рассмотреть пример:
Для правильного понимания с учениками мы обсуждаем, что маркированный список используется тогда, когда нам не важна последовательность элементов списка.
Тут же мы можем разобрать с учениками следующие задание. На рисунке изображена комната (если вы работаете с вводом героев - то это комната одного из персонажей):
Задача - составить два маркированных списка, а именно "мебель" и "спортивный инвентарь". Учитывая возрастные особенности второклассников, учителю стоит предварительно распечатать для вклеивания в тетрадь заготовку вида:
Этот лист важен ещё и потому, что даёт ученикам пример хорошего оформления. Ярко выраженный заголовок, строчки для соблюдения эстетически приемлемого вида итоговой работы и т.д. Кроме того, использование таких листов существенно экономит время.
В качестве альтернативного задания можно предложить вариант, когда ученик составляет списки опираясь не на иллюстрацию, а на текст. Ссылка на такое задание будет ниже.
В след за маркированным списком мы вводим понятие нумерованного списка.
Нумерованный список – перечисление объектов (в столбик) в строгом порядке при котором перед каждой новой записью ставится её порядковый номер;
Для правильного понимания с учениками мы обсуждаем, что нумерованный список используется тогда, когда нам важна последовательность элементов списка. И иллюстрируем это понятие, к примеру так:
Тут же ученикам предлагается задание.
В этом задании предлагается установить правильный порядок этапов процесса выращивания картофеля. Следующие задания по этой теме менее репродуктивны. Они предполагают анализ текста и установление правильного порядка описанных действий.
Завершают эту тему во втором классе задания связанные с анализом текста, в ходе выполнения которого необходимо составить как нумерованный, так и маркированный списки.
Это второй способ фиксации данных который мы рассматриваем со второклассниками. Следующий - таблица.
Вы можете скачать материалы для ввода понятия маркированный список, а также для закрепления навыков, в частности при анализе текста, а также материалы для ввода и закрепления навыка работы с нумерованным списком. Также вам доступны два задания включающие работу с обоими видами списков. Для этого вам надо нажать ТУТ и ТУТ.