Найти тему
Медиагруппа De Facto

Когда застройщики и девелоперы начнут предлагать коммерческие (торговые) помещения под потребности арендаторов?

Владелец сети пельменных «Папин Сибиряк» и бара «Хлам» Михаил Меркулов уже 3 месяца не может найти помещение под новый проект.

С такой же проблемой столкнулась владелица салона «ОбраZ» Людмила Иванова:

«Я сейчас платно оказываю услуги по запуску новых салонов красоты. И мы с клиентками столкнулись с огромной проблемой с помещениями. В принципе, у салонов требования не притязательные: если это не премиум, то необязательна красная линия, можно иметь очень хороший поток клиентов, располагаясь в жилом доме в густонаселенном районе. Но там есть смысл открывать небольшой салон квадратов на 30, ну чуть больше. Большинство же предложений в новых районах начинается чуть ли не от 100! При этом помещения стоят месяцами, а то и годами не сданными. Мы уже предлагали варианты: можем ли мы снять помещение с кем-то пополам? Нам ответили: можете, но сами ищите второго арендатора. А если он съедет, вы будете платить всю сумму. Может, я чего-то не понимаю? Ну разделили бы это помещение на 2, брали бы с каждого арендатора больше. Не по 35 тыс. в месяц, а по 40 например – окупайте, пожалуйста, ваши риски и нервы. И заработали бы 80, а не 70, как сейчас предлагают. Нет, пусть лучше стоит пустое. И ведь желающих снять маленькое помещение достаточно много. У меня подруга ищет под салон цветов. И тоже все предложения: от 60-100 тыс. аренда. Для того, кто начинает бизнес, это нереально. При этом цены в спальных районах ничуть не уступают центру.

Мы нашли можно сказать единственное маленькое помещение, но там белые стены, белый пол, белый потолок. И все, как строили лет 20 назад. Предложили сделать ремонт за свой счет – нам категорически отказали, в какой-то, я бы сказала истеричной форме: ничего менять нельзя и точка. Да какой бизнес с таким ремонтом туда зайдет? Например, какая-то кофейня, да что угодно – нужен же свой, фирменный стиль. В другом месте я спросила про двухнедельные каникулы на время въезда. Казалось бы, это нормальная практика: бизнес же не будет получать прибыль, нужно привезти оборудование, обустроиться на новом месте. На меня посмотрели, как на дурочку».

О причинах и, главное, когда ситуация изменится, рассуждает управляющий партнер «Финансы и Кредит» Денис Гончаров:

«Я не понимаю, что у застройщиков в голове в таких ситуациях. И в каких материях они летают. Проблема в том, что сегодня торговые площади (или площади под услуги) бизнес арендует/покупает в основном в жилых домах – других-то особо и нет. А эти застройщики у нас, видимо, птицы слишком высокого полета, чтобы такой ерундой заморачиваться. Им легче лепить типовые квартиры. В прошлые годы жилье сметали как горячие пирожки на фоне льготной ипотеки. Поэтому смысл был делать какое-то нестандартное предложение по коммерции? Ну будет несколько пустых площадей, общей картины это для владельца крупной строительной компании не испортит. Мы сами с женой хотели недавно открыть небольшое агентство недвижимости в спальном районе. Спросили, можно ли купить помещение. На что нам, ковыряя пальцев в носу, лениво ответили, что пока эти площади не нарезаются и не продаются. На вопрос, когда и к кому можно обратиться, тоже внятного ответа не последовало. Было ощущение, что всем абсолютно все равно, останутся они пустовать или нет. И это при том, что мы имеем некоторые связи в этой сфере и пришли так сказать не с улицы! На мой взгляд, ситуация может измениться только в одном случае: если не продлят программы льготной ипотеки, слухи о чем уже ходят. Да, это болезненная новость, но тогда застройщики могут обратить свои взоры и на рынок коммерческой недвижимости с небольшими арендаторами».

De Facto - Воронеж: экспертиза и аналитика