Найти тему
Евгений Шулаев

Пермское СПКТБ, работа и жизнь.

Хочу вернуться в начало 70-х, рассказать о брате Валюши, Евгении Потемкине, пока мы жили в Закамске, он разошелся с Леной Смолиной, у них родилась дочь, Элла, она старше нашей Оли, осталась с мамой. Евгений, через какое-то время женился на Софье Доброзоровой, в 1972 году родился сын, Эдуард. Семья жила в квартире или комнате Евгения на улице Леонова, но к моменту рождения сына, семьи фактически не было, Евгений ушел из семьи, оставив жильё Софье. Александра Георгиевна предложила нам навестить ее, хотела познакомиться с внуком, спросить, может, нужна какая-то помощь, поехали вчетвером. Когда приехали, Софья с ребенком спряталась от нас, она думала, что мы приехали забрать у нее ребенка. Чтобы не травмировать ее, мы уехали.

Через какое-то время, Софья передала, чтобы мы не ездили к ней, она нас не пустит, и разговаривать не будет. Мы больше с ней не пытались встречаться, а она иногда общалась с Надеждой, женой Леонида Потемкина, как они жили, мы не знали. Евгений в то время работал на заводе имени Ленина, начальником какой-то газовой службы, и вскоре женился. Однажды пришел к нам с женщиной, это была его сотрудница, Валентина, познакомились, немного посидели, поговорили и она сказала: "Женька мой, никому его не отдам", и не отдала. У нее были две дочери, воспитывали вместе, прожили более 35 лет, все это время, с нами они стали общаться редко, его Валентина встречаться с нами не очень хотела, почему-то стала считать, что моя Валюша хочет их развести. Евгений иногда заходил, один и на расспросы говорил, что у них все нормально.

Я писал ранее, что на новой работе Валюша стала тоже ездить в командировки, я оставался с детьми и, поначалу дважды не справился. Первый раз, перед ее приездом, я что-то купил, не помню что, и мы хорошо поели, а утром покрылись сыпью и зачесались, я запаниковал, подумал, что чесотка, купил средство и мы стали мазаться, сыпи стало больше. Хорошо, что Валюша днем приехала, и первый вопрос был, что ели? оказалась аллергия у нас, была суббота и к понедельнику были здоровы, Валюша назвала паникером и добавила, думать надо, что ешь и откуда зараза может появиться. Это был сигнал, что у нас может быть аллергия и надо быть осторожнее с незнакомыми продуктами.

Второй случай был с настоящей заразой, я, с сотрудниками обкалывал лед у нашего здания, Окулова 27, лицо было не защищено и брызги и кусочки льда попали на него, а потом, видимо в рот. Вечером и утром появились последствия, у меня и Оли, я запаниковал и вызвал врача. Врач выписал обоим направления, мне в Медсанчасть № 5, около часовни Каменских, Оле в детскую больницу на углу Орджоникидзе и Свердловской, сейчас там какое-то учебное заведение. Не поехали, ждали Валюшу, она приехала, и наругала меня, опять за панику и за торопливость. Дизентерии не нашли, просто расстройство, но пролежали по 5 дней.

В 1977 году, марте месяце, Александр Алексеевич и Александра Георгиевна отмечали золотую свадьбу, 50 лет семейной жизни, собралось много родственников, все поздравляли "молодоженов" с юбилеем. Младший сын Леонида, Евгений служил в армии, его не ждали, а он прямо с поезда, в форме, приехал, уже в середине торжества, поздравить деда и бабушку.

При проектировании рольгангов, для завода им. Ленина, выяснилось, что заложенные в проект редукторы, для их изготовления, требуется согласовывать с институтом "Гипроредуктор", который находился в Киеве. Так я впервые полетел в Киев, до института ехал по скоростной трамвайной линии, отдал там расчеты и чертежи, обещали рассмотреть за один, два дня, дали направление в общежитие и попросили позвонить через день.

-2

Киев, Крещатик, фото из интернета.

Погулял по Крещатику, по магазинам, зашел на рынок, порадовался за киевлян, ценам и ассортименту, пообижался за пермяков, за полупустые полки, узнал, что книжники собираются около агентства Аэрофлота, решил съездить утром, заодно про билет на обратный рейс узнать. Утром сначала позвонил в институт, попросили зайти во второй половине дня и забрать документацию, и я поехал в агентство за билетом. Тогда самолеты летали каждый день, проблем с приобретением не было, потом подошел к книголюбам, пообщался, поменялся и поехал в институт за документацией, на другой день был в Перми.

Позже, после внедрения этого проекта, ездил с завотделом Охманом в Кривой Рог, на металлургический комбинат, и в Жданов, сейчас Мариуполь, на Азовсталь, от них поступали предложения о проектировании таких же линий. Но после обсуждения у руководства обоих предприятий, все закончилось протоколами, что решение о заключении договора на проектирование будет сообщено дополнительно.

-3

Кривой Рог, рынок, фото из интернета.

В Кривом Роге, впервые столкнулся с русофобией, я раньше даже не представлял такого. В книжном магазине, при обмене книг, познакомился с книжником, моложе меня, по разговору не сказал бы, что он украинец, вышли из магазина, поменялись книгами. И тут его понесло, что его, мы насильно заставляем учить русский язык, нет учебников для высшей школы на украинском, излишек русских школ и, что там не учат украинский язык. На мое возражение, что, наверное, все-таки учат, это же Украина, и предложение, поговорить на украинском языке, я пойму, так как читал книги, фантастику и приключения на украинском. Еще сказал, что школы открываются по просьбам людей, и что в украинском языке нет своих технических определений и в литературном языке нет, в основном, они русские, он прервал разговор и ушел. Вот такой неожиданный разговор, при этом, что в Киеве, что в Жданове и Кривом Роге, а еще раньше в Полтаве, украинскую речь я слышал только на рынке, а в транспорте, в магазинах говорили на русском.

В 1977 с поездкой на теплоходе снова решили повременить, у Валюши обострилась болезнь печени и ей дали путевку в санаторий Усть-Качка, а Оля должна идти в 1 класс, и было много хлопот, ее записали в школу № 32.

-4

Валюша с Олей в Усть-Качке, мы приезжали на свидание, гуляли по территории.

Валюшу подлечили, печеночных приступов не стало, и вообще она стала себя, после курорта, чувствовать лучше, но пришла беда, которую не ждали.

В детском саду, который посещала Оля, перед выпуском в школу, решили провести воспитанникам санацию рта, Валюша уже вернулась из санатория и сама пошла с Олей.

В детской поликлинике Оле удалили зуб, хотя он не болел, было все нормально, но вечером обнаружилось, что у нее не все в порядке с глазом и щекой, щека опустилась, и глаз не закрывался. На другой день пошли в больницу, оказалось, что при удалении, повредили лицевой нерв, лицо парализовало, и Олю положили в больницу № 15, нервное отделение, на Комсомольском Проспекте, пролежала конец августа и сентябрь,спустя некоторое время еще лежала в больнице. В больнице и дома, после выписки, еще два месяца, делали массаж, компрессы и разные упражнения для реабилитации нерва и только благодаря Валюшиным заботам, не осталось последствий. Валюша очень переживала и делала все, чтобы Оля поправилась, а также она училась с ней писать, сначала палочки, потом буквы, читали Букварь. Читать Оля раньше научилась, и в детском саду, воспитательница оставляла ее, за себя, читать другим ребятам книги. Оле разрешили посещать школу только в середине декабря, и в свой первый учебный день она попала на праздник "День букваря", дети закончили его чтение.

-5

1977 год. 1 класс "Г", школа № 32, Оля первый день в школе, 15 декабря, у доски читает стихотворение.,

Первый класс Оля окончила успешно, но ее освободили от уроков физкультуры, а учительница в табеле поставила 4, во втором классе она была круглой отличницей, и по заслугам получила "Похвальный лист".

-6

В наше время это была "Похвальная грамота"

-7

Похвальная грамота Валентины Потемкиной.,

В 1978 году, мы решили еще раз ехать на теплоходе, дети растут и когда еще получится такой отдых, билеты, нам повезло, купили в 3 класс, отдельная 4-х местная каюта, на главной или нижней, не знаю как правильно, палубе, в носовой части теплохода, до Астрахани.

Название теплохода не помню, он был типа "Мотовилихинский рабочий" или "Бородино", их несколько ходили по Каме, по виду и конструктивно отличались от "Скрябина" и "Глинки". Длительность путешествия с обратом 14 дней, до Ростова, путешествовали 15 дней, а до Волгограда 11 дней.

-8

Теплоход "Бородино".

Стоимость 4 билетов с обратом 216 рублей, когда зашли в каюту,увидели, что диваны в каюте мягкие, кожаные, ниже нашей палубы, где на "Скрябине" был 4 класс и каюты 3 класса, здесь был кинозал и тоже какие-то каюты. Отпускные в сумме составили около 500 рублей и Валюша, как всегда, подкопила какую-то сумму на расходы. Как в прошлые путешествия питались в ресторане, заказывая после ужина завтрак, обед и ужин на следующий день, на выбор было три варианта обедов, а на завтрак и ужин два варианта, питание в ресторане обошлось в 120 рублей, на длительных стоянках, в больших городах, питались в городских столовых.

Наше путешествие проходило уже в третий раз, все остановки и то, что на них продают, были нам знакомы и мы, как раньше, запасались витаминами и делали какие-то покупки, на длительных стоянках , в городах гуляли и смотрели достопримечательности. Погода все путешествие была хорошей, мы отдыхали, а дети гуляли по теплоходу, поднимались на верхнюю палубу, но загорать терпения не хватало, вечерами показывали кино, и мы иногда смотрели кинофильмы.

-9

В городах были всегда длительные стоянки теплохода, и мы успевали нагуляться, осматривая достопримечательности, в основном на центральных улицах, где еще и магазины есть, возвращались на теплоход уставшие и потом отдыхали с большим удовольствием.

-10

В Астрахани посетили Кремль, погуляли по улицам города и зашли на рынок, купили вяленой рыбки, фрукты, арбуз, в открытой продаже балыков осетра не видели, даже в магазинах. На теплоходе, после возвращения, подходил мужчина, предлагал балык и икру, не купили, бог его знает, где и как сделано.

-11

В общем, Астрахань, по сравнению с другими городами произвела меньшее впечатление.

После приезда, несколько раз ходил в ЖКУ телефонного завода, с заявлением о выдаче разрешения на повторное заселение квартиры. Наш дом был ведомственный, заводской, и чтобы получить разрешение на повторное заселение, другим квартиросъемщиком, если мы выедем из квартиры, нужна была, от завода официальная бумага. Мы получили квартиру по обмену, и ЖКУ должны были подписать, но начальник уперся и не подписал. Осенью, из нашего отдела получили жилье, Алик Галеев - две комнаты в трехкомнатной квартире, семья 4 человека и Иосиф Рохлин - трехкомнатную квартиру, семья 5 человек.

Прочитали, подпишитесь.