Найти тему
Игорь Орлов

Сцилла и Харибда духовной прелести. Как по-христиански правильно их проходить?

Оглавление
Мифические чудовища Сцилла и Харибда
Мифические чудовища Сцилла и Харибда

Духовная прелесть – одна из излюбленных тем и «ругательных» слов в христианской жизни.

На этот предмет написано много поучений и книг в христианской литературе. Но, вот, что удивительно, описаны несколько однобоко. Прельщенный, о котором пишут авторы, в большинстве своем, это человек, возомнивший о себе многое. Метод решения, предлагаемый здесь, считать себя как пустоту, никого. И вот здесь скрывается огромная духовная ошибка, которая ведет к куда большим потерям.

Итак, Сцилла духовной прелести - возомнить о себе много, быть слишком позитивным, думая о себе высоко, слишком любя себя.

Но есть вторая сторона, второе чудище в проливе духовной жизни – Харибда, куда более опасное. Это когда человек, боясь впасть в прелесть самовозвышения, загоняет себя прелесть самозанижения, упадничества, депрессии, лени, отчаяния. И в результате, в реальности, становится никем. Проживает жизнь никем. Богом данную жизнь тратит на надежды «где-то там впереди», не живя, не творя, не созидая здесь и сейчас с Богом и по Богу то, что может сделать именно он.

Рассмотрим подробней.

Научное описание причин прелести.

Об этом хорошо написано у двух великих отечественных психологов – С.Л.Рубинштейна и А.В. Брушлинского.

Сергей Леонидович Рубинштейн, великий отечественный психолог, философ, методолог, автор субъектно-деятельностного подхода в психологии. Одессит по рождению.
Сергей Леонидович Рубинштейн, великий отечественный психолог, философ, методолог, автор субъектно-деятельностного подхода в психологии. Одессит по рождению.

Андрей Владимирович Брушлинский, великий отечественный психолог, ученик С.Л.Рубинштейна, академик, директор института психологии РАН
Андрей Владимирович Брушлинский, великий отечественный психолог, ученик С.Л.Рубинштейна, академик, директор института психологии РАН

Вот, что говорят данные авторы.

Есть понятие «субъективное». Субъективное, в правильном смысле, значит переживаемое и понимаемое субъектом (человеком). В этом смысле все наше понимание и познание является субъективным.

Другое значение субъективного – это иллюзорное, искаженное, извращенное, предвзятое понимание реальности. То есть у человека может быть особое мнение, особый вывод, понимание, не соответствующее объективной реальности. Иногда, это иллюзия, в которую верит человек, но основа ее ложная, нереальная. А иногда, может быть выпендреж: какой я особый, не такой, как все.

Иллюзорная субъективность, не соответствующая реальности жизни, и является прелестью. Понимание человека является не истинным, не соответствующим объективной реальности, особое, но ошибочное. Ошибка = потери, риски, блуждания, не реализация правильного смысла.

Но, добавим, что прелестью такое понимание становится не столько при оценке внешних объектов реальности, а самого себя. Человек неадекватно, предвзято, завышено или занижено оценивает и понимает самого себя, свой опыт, свои достижения в жизни, свою духовную жизнь.

Прелесть как духовная ошибка.

Примеры, которые приводит, например, святитель Игнатий Брянчанинов (большой специалист по прелести, очень интересовался этой темой он) в основном касаются описания того, как прельщенный человек (чаще, монах, чем мирянин) начинают мнить о себе больше, чем есть на самом деле. Кто-то представляет, что он уже святой, кто-то что великий молитвенник и так далее.

Святитель Игнатий Брянчанинов, в 19 веке переложил на понятный современный язык поучения Святых отцов древности. Одной из интересующих его тем была тема изучения духовной прелести.
Святитель Игнатий Брянчанинов, в 19 веке переложил на понятный современный язык поучения Святых отцов древности. Одной из интересующих его тем была тема изучения духовной прелести.

Духовной ошибкой здесь является ошибка в самооценке. Источником ее является та или иная страсть (или, лучше сказать, клубок страстей). Страсть, действуя тайно, в сердце, ослепляет явно разум, искажает и извращает истинное понимание реальности и себя в ней.

То же описание прелести как ошибки находим и у других святых отцов, например, преп. старца Паисия Святогорца (недавно были статьи на эту тему).

Святой старец Паисий Святогорец. Он не был ученым богословом, и даже образование имел два класса. Но у него было богатейший опыт духовной жизни, как у афонского старца. Он многих людей (и мирян, и монахов) оберег и спас от различного рода проявлений прелести  в духовной жизни.
Святой старец Паисий Святогорец. Он не был ученым богословом, и даже образование имел два класса. Но у него было богатейший опыт духовной жизни, как у афонского старца. Он многих людей (и мирян, и монахов) оберег и спас от различного рода проявлений прелести в духовной жизни.

Сцилла и Харибда прелести.

Чем они отличаются?

Сцилла - завышенное понимание самого себя, не соответствующее реальности, истине. Я лидер, я герой, я сверхчеловек, я особый. Путь фашизма?

Харибда - заниженное (упадническое) понимание самого себя, не соответствующее реальности жизни, истине. Я никто, звать никак, я ничего не могу, я ничего не достоин. Путь половой тряпки?

Источниками Сциллы являются такие страсти как тщеславие, гордыня, самодовольство. Человек может и создает какие-то достижения в жизни, но начинает мнить о себе как о супергерое. На простом языке народном, это называется «звездной болезнью».

Источником Харибды являются другие страсти: лень, лукавство, уныние, отчаяние. Это глубокая стрессовость, депрессия, трусость, подавленность и пессимизм в жизни.

Если у прельщенного страстями Сциллы от малейшего успеха (мухи успеха) возникает большое самодовольство (слон самомнения). То у прельщенного Харибдой от мухи неудачи возникает целый стресс, страх, упадничество. Ну, все, отказали в работе там-то – пойти повеситься, жизнь не удалась. Или бросила та девушка или мужчина. Все – конец жизни. Пора умирать.

Почему о Сцилле говорят больше, чем о Харибде?

То особенность современного русского православия, государственного по своей сути, и политического. Христово Православие другое.

Вот от чего перестраховываются деятели политического православия. Если человек возомнит о себе и начнет подрывную деятельность, то будет вред другим: правительству, работодателю, политике. Поэтому, эту прелесть церковь обязана остановить, чтобы оберечь государство, которому служит.

Если же человек прельщен в упадничество, то страдать будет он сам, его семья. Он не реализует смысла своей жизни, проживет жизнь зазря, умрет раньше времени, в безвестности. Но это его проблемы и проблемы его семьи. Священник (среднестатистический) прочитает заупокойную литию и не будет особо переживать, что человек такое совершил над собой.

Но зато как удобен человек, который считает себя грешником и находится в упадке? Он уходит с конкурентного рынка жизни и дел, он становится послушен плохой реальности, он становится привязан к церкви, которая успокаивает его анастезией и надеждой на будущую жизнь. Им проще управлять и направлять куда надо. Он проще становится человеком толпы.

Как правильно?

Сцилла и Харибда прелести вредны обе. Ни одно из этих чудовищ страстей не является созидательным.

Напомним, что Христос и христианство внесли новую духовную жизнь в человечество: созидательную, осмысленную, плодотворную, плодами любви и добра. Человек стал ценностью. Его жизнь не просто существование, но смысл (у каждого свой), реализуемый по благодати и Промыслу Божьему в делах его.

Решение, ответ на вопрос «как правильно?» дается в короткой фразе апостола Павла:

«Все могу в укрепляющем меня Господе (Христе)». Флп.4:13.

Апостол описывает, что привык жить и в богатстве, и в нищете, в гонениях и признании. Жизнь разнообразна. Но, с Божьей помощью, во всех перипетиях ее, он жил с Богом и шел вперед, делая Божье дело. Вот краткий ответ.

Апостол Павел, великий труженик во Христе. Много проповедовал, обширна география его проповедей, написал множество посланий, не чурался никакой работы, хотя и был знатным человеком, римским гражданином.
Апостол Павел, великий труженик во Христе. Много проповедовал, обширна география его проповедей, написал множество посланий, не чурался никакой работы, хотя и был знатным человеком, римским гражданином.

Надо трудиться самому и уповать на Бога. Трудиться и духовно, и умственно, и душевно, и телесно. Не брезгая никакого труда. Всякий труд с Богом – благодатный. Бог покажет какой и когда нужен в реальности.

Труженики Божьи не мнят и не прельщаются (или, если это случается, то быстро осознают, каются и возвращаются к нормальной жизни). Им некогда. Они работают, а не ленятся. Работают разносторонне. Трезво, по Богу, оценивая соделанное, каясь и исправляя ошибочное.

Они не мнят от успехов. Зачем? Чтобы меня похвалили? А что мне эта похвала? Я сделал, потому что Бог открыл мне, что надо сделать. Слава Ему. Я сделал, потому что не мог не сделать. Ведь, Божье. Я сделал, потому что делал по любви и для добра людям. От чего мнить-то? И для чего?

Труженики в Боге (а не мнящие) надежно создают все новые и новые успехи в жизни, в разных ее областях. Они ценят земную жизнь, чтобы здесь, в обличие человека Божьего, сделать те дела, которые открывает им Бог. И это не обязательно только священство, монашество или богословие, это все плодотворное дело и добро жизни. Профессий и дел немало. В каждой можно и нужно быть с Богом. И немало людей от Бога в них.

Если случаются неудачи, подставы, стрессы, труженики Божьи (а не мнящие) не уходят вглубь себя и в пасть Харибды уныния. Они быстро поднимаются с колен и идут дальше. Дорогу осиливает идущий, а не лежащий, мнящий и мечтающий, лукаво говорящий: «я никто и ничего не достоин». Пусть Бог это решит, Бог Любви, а не человек или люди.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.