Духовная прелесть – одна из излюбленных тем и «ругательных» слов в христианской жизни.
На этот предмет написано много поучений и книг в христианской литературе. Но, вот, что удивительно, описаны несколько однобоко. Прельщенный, о котором пишут авторы, в большинстве своем, это человек, возомнивший о себе многое. Метод решения, предлагаемый здесь, считать себя как пустоту, никого. И вот здесь скрывается огромная духовная ошибка, которая ведет к куда большим потерям.
Итак, Сцилла духовной прелести - возомнить о себе много, быть слишком позитивным, думая о себе высоко, слишком любя себя.
Но есть вторая сторона, второе чудище в проливе духовной жизни – Харибда, куда более опасное. Это когда человек, боясь впасть в прелесть самовозвышения, загоняет себя прелесть самозанижения, упадничества, депрессии, лени, отчаяния. И в результате, в реальности, становится никем. Проживает жизнь никем. Богом данную жизнь тратит на надежды «где-то там впереди», не живя, не творя, не созидая здесь и сейчас с Богом и по Богу то, что может сделать именно он.
Рассмотрим подробней.
Научное описание причин прелести.
Об этом хорошо написано у двух великих отечественных психологов – С.Л.Рубинштейна и А.В. Брушлинского.
Вот, что говорят данные авторы.
Есть понятие «субъективное». Субъективное, в правильном смысле, значит переживаемое и понимаемое субъектом (человеком). В этом смысле все наше понимание и познание является субъективным.
Другое значение субъективного – это иллюзорное, искаженное, извращенное, предвзятое понимание реальности. То есть у человека может быть особое мнение, особый вывод, понимание, не соответствующее объективной реальности. Иногда, это иллюзия, в которую верит человек, но основа ее ложная, нереальная. А иногда, может быть выпендреж: какой я особый, не такой, как все.
Иллюзорная субъективность, не соответствующая реальности жизни, и является прелестью. Понимание человека является не истинным, не соответствующим объективной реальности, особое, но ошибочное. Ошибка = потери, риски, блуждания, не реализация правильного смысла.
Но, добавим, что прелестью такое понимание становится не столько при оценке внешних объектов реальности, а самого себя. Человек неадекватно, предвзято, завышено или занижено оценивает и понимает самого себя, свой опыт, свои достижения в жизни, свою духовную жизнь.
Прелесть как духовная ошибка.
Примеры, которые приводит, например, святитель Игнатий Брянчанинов (большой специалист по прелести, очень интересовался этой темой он) в основном касаются описания того, как прельщенный человек (чаще, монах, чем мирянин) начинают мнить о себе больше, чем есть на самом деле. Кто-то представляет, что он уже святой, кто-то что великий молитвенник и так далее.
Духовной ошибкой здесь является ошибка в самооценке. Источником ее является та или иная страсть (или, лучше сказать, клубок страстей). Страсть, действуя тайно, в сердце, ослепляет явно разум, искажает и извращает истинное понимание реальности и себя в ней.
То же описание прелести как ошибки находим и у других святых отцов, например, преп. старца Паисия Святогорца (недавно были статьи на эту тему).
Сцилла и Харибда прелести.
Чем они отличаются?
Сцилла - завышенное понимание самого себя, не соответствующее реальности, истине. Я лидер, я герой, я сверхчеловек, я особый. Путь фашизма?
Харибда - заниженное (упадническое) понимание самого себя, не соответствующее реальности жизни, истине. Я никто, звать никак, я ничего не могу, я ничего не достоин. Путь половой тряпки?
Источниками Сциллы являются такие страсти как тщеславие, гордыня, самодовольство. Человек может и создает какие-то достижения в жизни, но начинает мнить о себе как о супергерое. На простом языке народном, это называется «звездной болезнью».
Источником Харибды являются другие страсти: лень, лукавство, уныние, отчаяние. Это глубокая стрессовость, депрессия, трусость, подавленность и пессимизм в жизни.
Если у прельщенного страстями Сциллы от малейшего успеха (мухи успеха) возникает большое самодовольство (слон самомнения). То у прельщенного Харибдой от мухи неудачи возникает целый стресс, страх, упадничество. Ну, все, отказали в работе там-то – пойти повеситься, жизнь не удалась. Или бросила та девушка или мужчина. Все – конец жизни. Пора умирать.
Почему о Сцилле говорят больше, чем о Харибде?
То особенность современного русского православия, государственного по своей сути, и политического. Христово Православие другое.
Вот от чего перестраховываются деятели политического православия. Если человек возомнит о себе и начнет подрывную деятельность, то будет вред другим: правительству, работодателю, политике. Поэтому, эту прелесть церковь обязана остановить, чтобы оберечь государство, которому служит.
Если же человек прельщен в упадничество, то страдать будет он сам, его семья. Он не реализует смысла своей жизни, проживет жизнь зазря, умрет раньше времени, в безвестности. Но это его проблемы и проблемы его семьи. Священник (среднестатистический) прочитает заупокойную литию и не будет особо переживать, что человек такое совершил над собой.
Но зато как удобен человек, который считает себя грешником и находится в упадке? Он уходит с конкурентного рынка жизни и дел, он становится послушен плохой реальности, он становится привязан к церкви, которая успокаивает его анастезией и надеждой на будущую жизнь. Им проще управлять и направлять куда надо. Он проще становится человеком толпы.
Как правильно?
Сцилла и Харибда прелести вредны обе. Ни одно из этих чудовищ страстей не является созидательным.
Напомним, что Христос и христианство внесли новую духовную жизнь в человечество: созидательную, осмысленную, плодотворную, плодами любви и добра. Человек стал ценностью. Его жизнь не просто существование, но смысл (у каждого свой), реализуемый по благодати и Промыслу Божьему в делах его.
Решение, ответ на вопрос «как правильно?» дается в короткой фразе апостола Павла:
«Все могу в укрепляющем меня Господе (Христе)». Флп.4:13.
Апостол описывает, что привык жить и в богатстве, и в нищете, в гонениях и признании. Жизнь разнообразна. Но, с Божьей помощью, во всех перипетиях ее, он жил с Богом и шел вперед, делая Божье дело. Вот краткий ответ.
Надо трудиться самому и уповать на Бога. Трудиться и духовно, и умственно, и душевно, и телесно. Не брезгая никакого труда. Всякий труд с Богом – благодатный. Бог покажет какой и когда нужен в реальности.
Труженики Божьи не мнят и не прельщаются (или, если это случается, то быстро осознают, каются и возвращаются к нормальной жизни). Им некогда. Они работают, а не ленятся. Работают разносторонне. Трезво, по Богу, оценивая соделанное, каясь и исправляя ошибочное.
Они не мнят от успехов. Зачем? Чтобы меня похвалили? А что мне эта похвала? Я сделал, потому что Бог открыл мне, что надо сделать. Слава Ему. Я сделал, потому что не мог не сделать. Ведь, Божье. Я сделал, потому что делал по любви и для добра людям. От чего мнить-то? И для чего?
Труженики в Боге (а не мнящие) надежно создают все новые и новые успехи в жизни, в разных ее областях. Они ценят земную жизнь, чтобы здесь, в обличие человека Божьего, сделать те дела, которые открывает им Бог. И это не обязательно только священство, монашество или богословие, это все плодотворное дело и добро жизни. Профессий и дел немало. В каждой можно и нужно быть с Богом. И немало людей от Бога в них.
Если случаются неудачи, подставы, стрессы, труженики Божьи (а не мнящие) не уходят вглубь себя и в пасть Харибды уныния. Они быстро поднимаются с колен и идут дальше. Дорогу осиливает идущий, а не лежащий, мнящий и мечтающий, лукаво говорящий: «я никто и ничего не достоин». Пусть Бог это решит, Бог Любви, а не человек или люди.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.