Росфинмониторинг решил пояснить, кого затрагивает обязанность идентифицировать клиентов по «антиотмывочному» № 115-ФЗ.
Собственно, вопрос был занят относительно самозанятых. Дело в том, что, с одной стороны, согласно законодательству, самозанятые ведут профессиональную, а не предпринимательскую деятельность. А с другой, во многих законах указываются только лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и получается, что на самозанятых эти законы формально не распространяются.
Например, так было с законом о защите прав потребителей — формально самозанятые под положения этого закона не подпадают, права и обязанности распространяются только на предпринимателей. То же самое с № 115-ФЗ от 07.08.01, поэтому Росфинмониторингу пришлось выпустить отдельное письмо с разъяснениями № 07-03-05/2330 от 26.10.22.
В письме указывается, что все лица, которые обязаны содействовать соблюдению антиотмывочного законодательства, указаны в ст. 7.1 № 115-ФЗ. В т.ч. это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на получение прибыли. Профессиональная, собственно, тоже, поэтому второе понятие, согласно логике Росфинмониторинга, является составляющей частью первого.
Таким образом, самозанятые тоже должны идентифицировать клиентов и сообщать в Росфинмониторинг, если они проводят подозрительные сделки.
Наличие или отсутствие статуса самозанятого или ИП, применяемый режим налогообложения и другие особенности деятельности не влияют на обязанность проверять клиентов.
Кого это касается — бухгалтеров, аудиторов, адвокатов, юристов, нотариусов, риелторов, которые готовят сделки с недвижимостью, управляют деньгами, ценными бумагами или имуществом, привлекают средства для создания, управления, купли-продаже организаций и др. (п. 1 ст. 7.1 № 115-ФЗ).
Что нужно сделать — разработать и утвердить Правила внутреннего контроля и встать на учёт в Росфинмониторинге (п. 2 ст. 7 № 115-ФЗ). Через Личный кабинет на сайте нужно будет предоставлять самые разнообразные сведения о клиентах.
На клиентов нужно заводить анкеты, которые затем компоновать в досье.
- У граждан выяснять ФИО, гражданство, дату рождения, адрес проживания и временного пребывания и др.
- У организаций наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, адрес юридического лица, реквизиты, и др.
Для подробностей можно изучить информационное сообщение Росфинмониторинга «Памятка для субъектов ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ» и приказ Росфинмониторинга № 366 от 22.11.2018.
Анкеты нужно обновлять не реже 1 раза в год, а досье хранить не менее 5 лет со дня прекращения договора с клиентом.
Клиентам нужно присваивать уровень риска совершения подозрительных операций и предпринимать комплекс мер по управлению рисками.
Для определения степени риска юристам и бухгалтерам нужно выявлять:
- цели деятельности клиентов,
- их финансовое положение,
- деловую репутацию,
- источники происхождения денежных средств и имущества и др.
Всю эту информацию нужно передавать в Росфинмониторинг. А также сообщать о принятых мерах по блокировке денежных средств или имущества организации или физического лица при подозрительных операциях. Например, о решениях об отказе в выполнении распоряжения конкретного клиента.
В этогом году было чётко прописано, какие разделы должны быть в Правилах внутреннего контроля (их 9). А также установлен чёткий план, по которому следует передавать сведения в в Росфинмониторинг.
Если выяснится, что клиент находится в «чёрном списке» Банка России или Росфинмониторинга, то такому клиенту нужно отказать в обслуживании.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.