Рассмотрим половину песни "Веселые гуси" ("Жили у бабуси два веселых гуся...").
Транспонируем эту мелодию двумя способами и сравним результаты.
СПОСОБ 1.
Сначала транспонируем мелодию более простым способом, который проходят обычно в первом классе музыкальной школы. Транспонируем, используя знания о ступенях в тональности (урок 9).
1.1 Расставим номера ступеней в нотной строчке
На рис. 1 четыре такта песни, написанной в тональности "до мажор". Соответственно все ноты "до" являются первой ступенью и называются тоникой.
Перенесем тот же порядок ступеней в другую тональность. Например, если в ДО МАЖОРЕ: до является первой ступенью, ре-второй, ми-третьей ступенью ( и т.д.), то в РЕ МАЖОРЕ: ре- первая, ми - вторая, фа- третья ступени и т.д.)
При сохранении порядка ступеней гаммы, но переносе, например в РЕ МАЖОР, получим:
СРАВНИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ 2 и 3.
На данных рисунках написана одна и таже мелодия в разных тональностях. Разницу в тональностях можно увидеть уже при взгляде на скрипичный ключ: в ре мажоре появились два ключевых знака, ноты изменились. НО ПОРЯДОК СТУПЕНЕЙ ОСТАЛСЯ ТОТ ЖЕ САМЫМ!
СПОСОБ 2.
Данный способ подходит более "продвинутым" музыкантам, владеющим темой "интервалы".
Заметим, что между нотой "до" и "ре" первой октавы расстояние в 1 тон, или равно большой секунде (б.2).
Можно сказать, что транспонируя мелодию из до мажора в ре мажор, мы переносим мелодию (все ноты) на тон (или большую секунду) вверх.
Теперь убедимся, что ноты, отмеченные зеленым на рисунке 4 полностью совпадают с нотами на рисунке 3. Таким образом можно сказать, что транспонирование обоими способами привело к одинаковому результату!
Второй способ кажется более простым, однако нужно хорошо владеть темой "интервалы", чтобы не ошибиться.
ОСТАВЛЯЙТЕ КОММЕНТАРИИ! ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ!
Остальные темы 1 класса можно найти в рубрикаторе.