Как понять, сколько трафика необходимо для того, чтобы поддерживать связь полноценного офиса и не обанкротиться? Как влияет зона покрытия спутников на принимаемый сигнал и используемое оборудование?
Сегодня – вторая статья из цикла о часто задаваемых вопросах спутниковому оператору. Расскажем о зонах покрытия, о том, на что они влияют; поделимся нюансами работы с переносимыми спутниковыми антеннами, если при смене их местоположения необходима перенастройка на другой спутник. Напоследок обсудим животрепещущий вопрос, как рассчитать трафик, чтобы его хватило на все нужды.
Итак, первый вопрос: «Что там по зонам покрытия?»
По ним всё стабильно: новые спутники, которые можно было бы использовать в коммерческих целях, почти не выводятся на геостационарную орбиту, хотя в скором времени группировка «Экспресс» должна пополниться двумя аппаратами. Операторы связи работают примерно с одним и тем же набором спутников, особенно сейчас, когда по законодательству запретили использование иностранных спутников и частот.
Мы работаем на пяти спутниках: Экспресс-АМУ-1 (Ka-диапазон), Экспресс-АМ-5 (Ka- и Ku-диапазон), Ямал-601 (Ka-диапазон), Экспресс-103 (Ku-диапазон) и Ямал-401 (Ku-диапазон). Ниже зона покрытия:
Как вы могли заметить, спутники покрывают всю территорию России, кроме самых северных районов. Так сложилось из-за положения космических аппаратов на орбите: лучи геостационарных спутников «не достают» до Арктики и Крайнего Севера. С развитием «Сферы» ситуация должна измениться в лучшую сторону.
«На что влияет зона покрытия?»
Выбор спутника, которым воспользуется клиент, зависит от нескольких факторов: от зон покрытия каждого спутника, местоположения заказчика, степени загруженности спутников на орбите, себестоимости ресурса и т.д.
Об отличиях диапазонов мы рассказали в предыдущей части «Вопросов», упомянем лишь ключевые моменты. Ka-диапазон дешевле Ku-, но при этом менее гибок при организации сетей связи и хуже выдерживает суровый климат. На рисунке выше отмечены небольшие овалы – это маленькие лучи Ka-диапазона трёх наших спутников. Большие лучи принадлежат спутникам с частотами в Ku-диапазоне.
Разница видна невооружённым взглядом: лучи Ka-диапазона меньше, а значит, они охватывают меньшую площадь Земли. В зоне действия частот Ka-диапазона спутниковый сигнал мощнее, поэтому абоненты могут пользоваться антеннами малого диаметра (как правило 0,74м или 0,76м). Такой антенне не требуется дорогое оборудование: можно выбрать и облучатель послабее, и модем подешевле, их будет достаточно для качественной бесперебойной связи.
С другой стороны, каждый из лучей Ku-диапазона покрывает по 2/3 площади нашей страны. Такой сигнал менее мощный, поэтому для него требуются дорогостоящие модемы, мощные облучатели и зеркала антенн диаметром от 1,2м.
Рассмотрим механизм, как подбирается рабочий спутник и комплект оборудования для клиента, который находится в красной точке на карте выше. Это место покрывается сразу тремя спутниками. Абоненту кажется, что выгоднее всего выбрать луч Ka-диапазона у «Экспресс-АМ-5».
На самом деле, это не совсем так. Каждый из овалов на картинке – отдельный луч спутника. Внутри зоны, покрытой одним лучом, мощность сигнала неравномерна. В местах, где сигнал мощнее (тёмный цвет на схеме) можно установить выгодное оборудование с антенной, диаметром 0,74м, связь будет работать стабильно.
Если абонент, живущий в красной точке на карте, будет настаивать на Ka-диапазоне, то мы предложим ему оборудование с антенной 1,2м. Он находится вне зоны мощного сигнала, при этом связь может быть нестабильной. Предприятиям, которые нуждаются в беспрерывном обмене данными, мы бы не советовали это решение. Куда оптимальнее в этом случае использовать ресурс Ямал-401 в Ku-диапазоне на технологии Eastar: так клиент получит надёжную связь по средней цене, хотя за оборудование заплатит больше. В любом случае, конечный выбор спутника всегда остаётся за клиентом.
«Как работать с переносимыми антеннами?»
Вопрос незаурядный. Его задают многие люди, в том числе инженеры, отвечающие за связь в геологоразведочных предприятиях. Хотя разведка полезных ископаемых ведётся в различных местах России, – которые покрываются разными спутниками – решение будет одним и тем же: покупать оборудование для каждой новой технологии. Например, если абонент перемещается из зон покрытия спутником «Экспресс-АМ-5» в зоны действия «Экспресс-АМУ1» на технологии Hughes Jupiter, то он сможет пользоваться одним и тем же комплектом. При переезде в зоны, где действует Gilat и не работает Jupiter, понадобится другой комплект оборудования.
Кстати, в нашей продуктовой линейке есть переносимые антенны и для Ka-, и для Ku-диапазона. В первом случае это мобильная опора с зеркалом диаметром 0,74м, как пример, картинка ниже:
Во втором случае – спутниковая антенна с секторным, разборным зеркалом с опорой.
Вторые стоят дороже, но зато отличаются прочностью и широким функционалом. Если вас заинтересовало это предложение, звоните-пишите по контактам в конце статьи.
«Как узнать, сколько трафика мне нужно?»
Это один из главных вопросов, с которыми мы сталкиваемся. Такой вопрос возникает, потому что при выборе оптимального тарифа нужно учесть следующие нюансы:
- безлимитный спутниковый интернет стоит сотни тысяч рублей (на достаточно высокой скорости);
- посуточный тариф дешевле, но после того, как заканчивается суточный трафик, скорость подключения ограничивается и интернета хватает только на пролистывание веб-страниц;
- при окончании трафика на лимитированном тарифе доступ в интернет приостанавливается; клиенту, не уложившемуся в объём, приходится платить за каждый мегабайт сверх нормы. Это невыгодно.
Понимание, сколько именно мегабайт или гигабайт компания потребляет ежедневно, позволит клиенту подробнее описать свой запрос и быстрее получить наиболее выгодное предложение. Такой заказчик не столкнётся с недостатком или избытком трафика и не переплатит лишнего.
Объём выкачиваемого интернет-трафика зависит от следующих параметров:
Количество людей, пользующихся интернетом, и количество рабочих мест, подключённых к нему. Можно приблизительно подсчитать трафик, необходимый для документооборота одного работника.
Итак, в день работник отправляет и получает в среднем 40 писем в день. Каждое из них весит около 500 Кб без картинок и файлов. Но файлы наверняка будут; максимально возможный размер письма в различных почтовых сервисах равняется примерно 20 мб. Возьмём более реалистичное значение – 5 Мб. В месяце около 22 рабочих дней. В итоге получим следующую формулу расчёта трафика только на отправку электронной почты:
кол-во писем в день * средний вес письма * кол-во раб. дней в месяце * кол-во работников = трафик на одного работника
С примерными значениями это выглядит так:
40 * 5 * 22 * 1 = 5500 Мб требуется на одного работника в месяц
Это очень условная цифра. Если работники пользуются виртуальными хранилищами (загружают на них данные или скачивают их оттуда), ищут информацию в интернете, то расход трафика будет значительно выше, может даже достигать 20-30 Гб на одного сотрудника.
Загрузка канала. Телеметрические данные с буровых и добывающих установок передаются постоянно, но, как правило, весят немного; поэтому клиенту будет достаточно тарифа с безлимитным трафиком и низкой скоростью (64/64 кбит/с, 128/128 кбит/с, 256/256 кбит/с). При стандартной загруженности такого канала будет расходоваться около 30 гигабайт трафика в месяц.
Цели использования. Вахтовые посёлки могут заказывать услугу интернета для сотрудников или только для корпоративных целей. В первом случае это организация Wi-Fi-сети, во втором – обычный корпоративный канал для документооборота или телеметрии.
Загрузка канала по Wi-Fi-сети напрямую зависит от количества сотрудников, каждый из них расходует трафик на разные цели и в разном объёме. Самое оптимальное в данной ситуации – продавать трафик каждому человеку в отдельности. При желании компания может сама оплачивать услуги связи для работников, но не все ЮЛ готовы пойти на это. Как правило, нагрузка на Wi-Fi-сеть значительно больше, чем на обычную корпоративную. В среднем, один вахтовый сотрудник тратит около 1 Гб трафика в месяц только на мессенджеры.
В пример можем привести формулу расчёта трафика, необходимого для работы в системе ЛесЕГАИС для лесопромышленных компаний. Формула выглядит так:
количество фотографий, необходимых для фиксации транспортного средства * размер одного фото * количество автомобилей, за день проходящих через точку фиксации = суточный объём трафика
Исходя из опыта, рассчитаем трафик на основании следующих данных: для одной фотофиксации ТС необходимо 4 фотографии, вес каждой из них – около 5 мб (при правильной настройке камеры). Через точку, где расположена камера, в день проходит примерно 25 авто.
Получаем такое значение:
4 * 5 * 25 = 500 мб/день приходится на видеофиксацию автомобилей
При длительности вахты на ЛПК в 20 дней получим 9,8 Гб. Столько трафика потребляет одна лесопилка за 20 дней.
Количество объектов в сети. Например, можно взять один канал для нескольких объектов (т.е. групповой). На такой канал будет приходиться бóльшая нагрузка, значит, необходима высокая скорость и большой объём трафика. Конкретные цифры не приведём, поскольку всё очень индивидуально. На передачу телеметрии с двух объектов требуется около 40 Гб, а для документооборота между двумя филиалами компании, где работает по пять человек – не меньше 50 Гб.
Конечно, приведённые цифры условны: у каждого предприятия своя специфика. Стоит учитывать и то, какой канал участвует в приёме и передаче сигнала. Их всего два: прямой (данные, которые получает клиент) и обратный (данные, которые клиент отправляет). В Ka-диапазоне, как правило, себестоимость 1 мебагайта в обоих каналах одинакова. В Ku- диапазоне из-за технических особенностей трафик в обратном канале всегда дороже.
Для передачи телеметрии используется обратный канал, поэтому эта услуга стоит достаточно дорого. В документообороте всё зависит от потребителя: как правило, удалённый филиал компании получает больше документов, чем отправляет, поэтому бóльшая загрузка приходится на прямой канал.
Пожалуй, на этом остановимся. Есть и другие нюансы, влияющие на стоимость тарифов, мы обозначили лишь основные. Если хотите узнать больше, напишите в комментариях, с удовольствием расскажем о них в следующем выпуске «Вопросов».
По традиции оставляем наши контактные данные:
Горячая линия: 8-800-555-69-92 (круглосуточно)
Наша почта: info@satsvyaz.ru
Наш сайт: www.satsvyaz.ru