Сегодня, в рамках проекта отцы говорят, мы встречаемся с очень интересным отцом, с предпринимателям, с основателем роббо-клуба, с Пашей Фроловым.
Паша, спасибо тебе большое, что нашел время и пришел на этот проект.
Первый вопрос, скажи, пожалуйста, несколько слов о себе, и какое у тебя стаж отцовства, сколько у тебя детей? Я знаю, ты богатый отец и недавно у тебя появился еще малыш.
Я являются серийным предпринимателем, делаю бизнес на стыке информационных технологий и маркетинга. Мои любимые бизнес - это gnu linux центр, это свободное программное обеспечение linux, всякие программно-аппаратные комплексы, плата arduino, мини-компьютеры, разгаре пай, короче, все что любит системные администраторы и технологии. И, мой второй любимый бизнес - эта компания Роббо.
Мы учим детей от 5 до 15 лет, готовим инженеров и новаторов будущего, делаем это в 27 странах мира. Я думаю, пока это видео монтируется, список стран еще добавится. В четырех странах у нас есть офисы: штаб-квартира находится в России, офис в Санкт-Петербурге, есть офис в Финляндии, в Японии, и в Китае. Все эти офисы открыты по приглашению местных правительств, что говорит о доверии к нашему бизнесу. Доверяют нашему бизнесу, потому что у нас все на open source, у нас нет чёрных ящиков, и мы по честному учим предпринимателей, зуммеров и мейкеров будущего, которые будут не зависеть от иностранных технологий, которые сами будут изобретать новые технологии.
То есть твоя основная работа, твой основной бизнес, связан с детьми?
Да, с образованием. И, моя основная задача сейчас, объяснить детям, что технологии - это не магия, а наоборот, любая магия - это, пока что, не понятая технология.
В семье сколько своих детей ты подключил к этой магии, технологии? Сколько у тебя детей?
У меня четверо сыновей. На востоке богатство считают в сыновьях, это значит, что я богат. И им 0, 3, 6 и 9 лет.
3, 0, 6 и 9. Хороший, хороший возраст. Тот период, когда у тебя не было еще детей, и потом, когда они появились, и ты стал отцом. Ты помнишь эти впечатления? Про себя до этого, и после этого?
Я помню эти впечатления, я помню, что я учился, ходил на специальные тренинги. В Санкт-Петербурге есть такой центр “Свободное рождение”, туда ходят, в основном, будущие мамы. Это обучение, как быть матерью, как правильно выносить ребенка, как его правильно родить. Но был у них также тренинг для отцов. Соответственно, я помню, что этот тренинг проходил. Участвовал в родах нашего с супругой первенца, и когда он появился, я ему сказал: “Добро пожаловать на планету Земля. Здесь ты можешь быть кем угодно, просто вот обрати внимание, мы находимся в техносфере, которое человечество построило для того, чтобы выдерживать давление окружающей среды. Медсестры, акушерки попадали конечно)))) .
Я представляю, им не каждый день приходится такое слышать от отцов))))
Слушай, получается осознанно подходил к этой роли?
Да, я тренировался, я был на родах.
А как много отцов в твоем окружение было на этих курсах, которые также их проходили?
На курсах было много отцов, и в моем окружении тоже много отцов. У нас даже есть такое сообщество единомышленников, которое в основном состоит из отцов.
Это прям очень-очень радует, и я думаю, что мы сможем оттуда пригласить на этот проект несколько человек?
Ну да, вот например, мой наставник, Владимир Файзулин, у него много детей. Не меньше восьми.
Еще в два раза богаче).
В два раза. но у него часть детей - это дочери)
Скажи пожалуйста, ты предприниматель. Я знаю долю предпринимателей, основателей, когда ты работаешь, масштабируется, расширяешься - это занимает достаточно большое количество времени. И семья тоже. Семья, дети. Они тоже, не требуют, но ждут этого время. Тебе удается найти этот баланс? Баланс между семьей и работой. Я знаю, что у тебя семья на втором месте, после Бога.
Все правильно. Собственно, я руководствуюсь мыслью Фомы Аквинского, что если Бог на первом месте, то все остальное на своих местах. И я, конечно, хочу быть хорошим отцом, которые много времени проводят с детьми, но по факту получается, что я плохой отец. С детьми провожу времени мало, но, пробую лайфхаки, чтобы проводить с детьми больше времени. Часть продуктов Роббо я тестирую на своих детях. И даже есть некоторая помощь со стороны детей.
Недавно, например... на самом деле уже довольно давно… для них время летит очень быстро. Дети увидели доску канбан, на которой я пишут, что нужно сделать, подошли и наклеили на нее бумажку, где было написано, что требуется срочно доделать квадрокоптер, который делает Роббо, который можно программировать. Потому что старший сын хотел в этот квадрокоптер поиграть, программировать его.
А у нас возникли технические сложности. плюс, еще сейчас есть сложности с поставкой компонентов, и 1 раз в месяц сын у меня спрашивал: “папа, ну я все, конечно, понимаю, но почему так долго. Вот наклеена задача, может ты ее переклеишь куда-нибудь. Надо же выполнять задачи, которые поставлены.”
И, в конечном счете, мы доделали квадрокоптер, он его сейчас программирует и в общем получается, что таким образом, удалось как-то сместить work life balance в сторону работы, в которой участвуют дети.
Скажи пожалуйста, есть вот такое понятие, как “качественное время”. Не продолжительность, а именно качество, глубина. Вот, у меня вчера было открытие, моему младшему - пять лет, зовут его Дима. И мы заехали забрали доставку, игру-ходилку, ему так это все нравятся, эти игры все.
Это был лабиринт-ходилка, и мы стали с ним играть. И игра у нас заняла буквально 20 минут. И за эти 20 минут более счастливого сына я редко припомню. И вот эти 20 минут - это было такое качественное время, которое скорее всего у сына, у Димки, отложатся на всю жизнь. Вот, а в твоей картине мира вот это качество, или количество, что важнее и на что сделать упор?
На моем опыте, если не инвестируется регулярное качественное время на семью, то будут проблемы. Во-первых, часто бывают люди говорят: “у меня проблемой с женой” Можно сразу задать простой вопрос: “А, сколько, в среднем, минут в день ты качественно разговариваешь с женой?”. У некоторых это ноль. А залог успеха - это 15 минут. Качественно, не пялясь в телефон, просто поговорить, выяснить все, что волнует супругу. Сразу же климат в семье резко улучшается.
Тоже самое с детьми. Достаточно качественно и регулярно спросить “как дела?” и собственно, может быть, рассказать как у тебя дела, они тоже меня спрашивают. Они реально спрашивают: “Папа, как бизнес?”. Просто мы на словах обсуждаем, это важно, и собственно, не так много по количеству требуется времени, но, важна его регулярность, т.е. желательно, чтобы каждый день, хотя бы по 5 минут, в это было инвестировано. Эти инвестиции окупятся.
Но если говорить про количество и качество, что именно дает глубину? Для меня - это выезды. Недавно, в феврале, мы с единомышленниками выезжали на загородную базу. Несколько дней я жил один с тремя детьми, один из которых трехлетний. Соответственно, все очень удивлялись, как я с этим справляюсь. Я сам тоже удивился, но в конце, я понял, что это того стоило, когда дети заявили, то что папа - самый лучший папа на свете.
Это дорогого стоит!
Ты все нам тут разрешил, все мы попробовали.
На лыжи они встали, сколько хотели, столько баловались. Ели, что хотели, делали, что хотели, но в разумных пределах. Я их спрашивал, чего они хотят, а они говорили, что они будут делать. И они это оценили.
Кстати, интересный момент - навязывать свой выбор детям или спрашивать их? Это как один из лайфхаков воспитания может быть.
А вот, скажи какие в вашей семье вы применяете фишки в воспитании, в педагогике, может быть, в общении с детьми. Вот какая ваша парадигма в этом вопросе?
Супруга проходила обучение в институте Ньюфелда, который говорит, что самое важное в общении с детьми - это знание теории привязанности. Что ребенку нужно быть кому-то привязанным, нужно, чтобы привязанность была правильная и, соответственно, взрослые соответствовали ожиданиям ребенка.
Т.е.взрослый, как пример?
Т.е. взрослый, именно как объект привязанности. То есть, можно так сказать, создавать комфортную среду, для того, чтобы ребенок был привязан к родителям, можно создавать не комфортную среду. Есть определенные правила. Я сейчас боюсь что-нибудь переврать. Нужна вот эта теория Ньюфелда. Есть институт и вот там тренируют родителей в рамках теории привязанности.
Дальше, мы в меру сил стараемся использовать реджио-подходы. Есть такой город - Эмилио Реджио, в Италии. Чем он интересен? Это город с тысячелетней историей. Она начиналась еще в период европейских городов-государств. Сначала было государства в пределах города, и тысячу лет назад жители решили, что воспитание детей - это долг каждого горожанина. То есть, если горожанин шел по улице, видел ребенка, он сразу его воспитал.
Именно воспитание?
Именно воспитание. Это главное дело всего общества, долг каждого гражданина, вложиться в воспитание каждого жителя города.
На руси, в деревне, не было чужих детей. Воспитывали всей деревней.
Да-да, вот главный подход Эмилио Реджио, это то, что они назвали не директивным подходом. Они не говорят ребенку, что ему делать, а спрашивают, чего он хочет. Например ребенок говорит, “ я интересуюсь астрономией” и сразу ему в ответ: “о, мой дядя в обсерватории, поехали в обсерваторию, и посмотрим”. Мои знакомые на космодроме, приехали на космодром, тут тоже посмотрим. Вот они изо всех сил помогают ребенку максимально глубоко реализовать его запрос.
Но, у детей запросы меняюсь, и завтра он скажет, что уже интересуются не астрономией, а например, трилобитами. И все, тогда значит надо идти трилобитов копать.
Да, слушай, мне очень близко то, о чем ты рассказываешь, потому что, когда мы искали подход в образовании, и воспитание детей, мы как раз наткнулись на работы Выготского, мы наткнулись на подход tool on the mines, ПРОдетей, собственно говоря что сейчас мы и используем в детском саде RYBAKOV PLAYSHOOL и в школе RYBAKOV PLAYSHOOL, это как раз такие вот такие подходы, где воспитывается эта инициатива ребенка, где интерес ребенка учитывается в первую очередь, в определении того, что они будут изучать. Какие еще лайфхаки?
Еще добавлю, что когда ребенка спрашиваешь, чего он хочет, он ничего не хочет. Такое тоже происходит.
Например, есть такая история с 6-летним сыном. СПрашиваю, в какие кружки ты хочешь пойти? Ни в какие не хочу. Для того чтобы как-то все-таки расширить поле выбора ребенка, я, опять же, воспользовался методом моего наставника, Владимира Файзуллина, который как делает. Три раза ты сходишь на кружок, потому что я сказал, а на четвертый раз ты выбираешь. Не хочешь ходить - можешь не ходить. Дальше выбирай, понравилось - ходи, не понравилось - не ходили. И это работает. Действительно, бывает дети не готовы сами проявить какой-то интерес. Может быть потому что они немного бояться нового, неизведанного. И когда их ввели в тему “три занятия” они уже осознанно могут сказать - “я не хочу этого, а это я хочу”.
Но есть история, когда я например, увидел как-то раз, у меня ребенок начал делать элементы капоэйру. Я отвожу его на кружок. И дети капоэйру просто обожают.
Или другая история. Шестилетний мой сын, как-то раз, надел ролики, кстати, старшего. Начал в них ездить по дому, потом был конфликт со старшим, но закончилось это все тем, что я отправил к тренеру по роликам, потому что, если уж ребенок сам встал на ролики, сам надел и сам начал ездить, то очевидно, ему эта тема интересна.
То есть, вот эта способность родителей подметить интерес ребенка. К чему он тянется, это такая важная часть в воспитание детей, я правильно тебя понимаю?
Да, надо быть очень внимательным. На мой взгляд.
Что помогает этой внимательности?
Медитация.
Помогает быть здесь и сейчас.
Я правильно тебя понимаю, что вы всячески поддерживаете инициативы ребенка в его хобби, в его занятиях?
Есть ребенок чего-то хочет поделать, мы обязательно находим способ, чтобы он это сделал.
Но бывает бывает и конфликты среди детей. Если, допустим, несколько детей хотят одного из одного и того же или наоборот разного. Как разорваться в этой ситуации?
Ну вот, мы завели авто-няню, очень мощная штука, когда, не только родители могут куда-то отвезти ребенка, но есть еще и специальный, человек, проверенный, с машиной, который отвозит и привозит детей. И это занимает почти полный рабочий день.
У вас ещё есть такой особый подход в обучении детей. Какой у вас подход к обучению детей. Расскажи.
Детским садом мы не пользуемся. На большом количестве детей проще держать собственно няню. Стоит примерно столько же, как детский сад. То есть, когда ребенка больше одного, уже можно все дома организовать, примерно те же деньги. Если говорить про образование, то мы выбрали подход обучение в малых группах, которые дружественны к семейным формам обучения. До пандемии мы много путешествовали, зимовали в Таиланде, и так далее, поэтому мы выбрали подход русской классической школы, и собственно, вот старший сын, которому девять лет, он сначала пошел в класс аркаша, потом мы жили в таиланде, занимались сами, потом приехали в Россию, для 2 класса мы просто наняли преподавателя аркаша, и сняли помещение. У нас был класс из трех детей, и было три первых порты, и учитель. Не было вариантов, что тебя не спросят на уроке, не было вариантов, что ты сможешь там, сзади, похулиганить. 2 класс прошел так, 3 класс тоже аркаша. Другой класс, там сейчас около десятка детей.
Четверо детей.Насколько они разные?
Абсолютно разные.
Как это формируется?
Такое ощущение, что это какое-то свойство души. То есть, девятилетний сын любит роботов, и все что с ними связано, а, например, трехлетний сын любит стихи и просто может, по собственной инициативе, взять и прочитать муха-цокотуха.
Вот так. То есть один технарь, а другой гуманитарий?
Не то, чтобы гуманитарий, а именно артист. При чем он входит в некий такой актерский
транс, когда начинает читать стихи. Он читает их с совершенно особенным выражением, и видно прям, как его прет.
Важный момент, подметить особенности детей и не не грести всех под одну гребенку. Скажи, пожалуйста, социализация. Достаточное не сильно большая разница в возрасте, то есть они получают такой отдельные малой группой живут, то есть 9 до 6, 3.
Да, они друг к другу тянутся. Но шестилетний больше находит общий язык с девятилетним. Трехлетний больше находит общий язык шестилетним и все они очень любят нулевого малыша, который только родился.
Но, есть конечно и нюансы, связанные с конкуренции за игрушки.
У меня дочке старший сейчас восемь лет, младшему 5. Разница три года, но у них иногда битвы происходят, несмотря на то, что это девочка и мальчик. Никто не уступает.
Когда моему шестилетнему сыну было 3 или 4 года, он вдруг, на ровном месте, заплакал. И мы подошли спросили, что случилось, а он сказал - “я считаю ситуацию несправедливой, в нашей семье. Потому что у меня нет моей собственности. И изучив теорию, мы поняли, что у каждого ребенка обязательно должна быть собственность. Некий уголок неприкосновенности, своя территория, где хранится свое имущества, которое закреплено лично за ним.
И вот меня еще удивило, что там трёх-четырех-летний ребенок смог это так точно сформулировать, что им не нравится.
Скажи, пожалуйста, есть такая фраза “не надо воспитывать детей, достаточно собственного примера”. Насколько ты согласен с ней?
Рисовала супруга фотографию, когда трехлетнему сыну было два года, и он играл в попу - он лежал на диване с телефоном)))))))). Да, это работает. Надо следить, что ты делаешь присутствии детей.
Как вы выстраиваете в семье траекторию развития ребенка. Сейчас твоему сыну 9, и он интересуется роботами. Что дальше?
Мы надеемся, что дети сами будут выбирать траекторию, а мы будем просто помогать им углубиться. Есть запросы, ребенок то попросит лодку, то попросит телескоп, и мы ищем возможности. По поводу лодки - это чересчур, но есть же знакомые, у которых есть лодка. Можно с ними подружиться, съездить поплавать, и так далее. То есть, если есть запрос - ребенок хочет плавать на лодке - мы едем искать, где мы можем плавать на лодке, если есть запрос, что ребенок хочет наблюдать звезды и луну, мы ищем возможность наблюдать звезды и луну. Но, опять же, поскольку мы находимся в сообщество единомышленников, там у нас еще есть большой обменный фонд детских вещей, постоянный круговорот. Огромные, вот такие вот, мешки лего по наследству переходят от детей, который уже выросли из этой истории, к детям, которым это все по приколу. Телескопы и прочее- прочее-прочее.
Скажи, пожалуйста, Паша, какой бы ты совет себе дал в прошлом, имея уже такой опыт отцовства, с четырьмя детьми. Себе прошлому, когда у тебя детей еще не было, или они только-только появились.
Я бы дал себе совет, поменьше волноваться и париться, что все гораздо легче, чем можно было подумать на старте.
С каждым разом все легче-легче.
Да, в какой-то момент дети начинают сами за собой присматривать, сами себя занимать. У нас была история, с сыном, которому сейчас шесть лет. Ему было пять, мы выехали одни на дачу, вдвоем, и он на второй день заплакал. Сначала терпит, потом у него накипает, и он говорит: “мне здесь не с кем играть, я хочу вернуться в семью, к своим братьям, и не хочу быть один”.
А вспомни, пожалуйста, момент и поделись им, когда ты кайфанул, как отец.
Я как раз кайфанул в этом феврале, когда один приехал с тремя детьми. Их там накормил, напоил, спать уложил, и умудрился организовать с помощью единомышленников процесс так, что они и на лыжах поучились кататься, и в каких-то других активностях приняли участие, и в конце сами заявили мне что, я самый лучший папа на свете. Вот тут я кайфанул прям нереально.
Больше от времяпрепровождения или от этой обратной связи?
Обратной связи. Очень зацепило. Буду бороться за звание самого лучшего папа на свете и в последующие годы. Будем вместе куда-то ездить, ходить в походы, жить в палатке на берегу озера.
То есть все таки количественное и качественное время. Когда отключаешься от мирских забот.
На природе, в палатке - дети это очень любят.
Скажи пожалуйста, вот твой бизнес связан с детьми. с образованием детей. А как ты к нему пришел?
Если в двух словах, то Бог привел.
Пути Господни неисповедимы.
Случилась цепь неслучайных случайностей, каких-то управляемых не мною совпадений, которые привели в этот бизнес. Я вообще-то по образованию айтишник, моя специальность, это информационной безопасность. И, долгое время я занимался этими вопросами, а потом оказалось, что я учу детей.
И как тебе ощущение от этого от этого состояния. Что. то дело, которым ты занимаешься, к которым ты приложил руку, как основатель, как главный founder, влияет на детей.
Я вспоминаю всегда восточную мудрость, “если ты хочешь чтобы тебя помнили несколько лет - посадить цветы, а если ты хочешь чтобы тебя помнили несколько десятков лет, тогда посадите деревья, если ты хочешь чтоб тебя помнили столетиями, тогда учить детей”. Это некий способ максимальный след оставить в мире, это учить детей.
Я запишу эту фразу, потому что мы в RYBAKOV PLAYSCHOOL тоже учим детей, получается оставляем след на несколько сотен лет.
Да, это ваш способ обрести какой-то толику личного и бессмертие.
Да, это сподвигает лучше заниматься своим делом. Я когда открывался первый детский сад, я смеялся и говорил, я к своим двум еще 130 добавил.
А у меня сейчас сто тысяч детей учиться в экосистеме Роббо, на разных континентах, на разных языках.
Это здорово!
А хочу 10 миллионов!
Это шикарные план.
Пока только один процент.
Мой вопросы закончились. Может быть ты хотел еще какую-то тему обсудить, связанную с отцовством, с родительством, в рамках нашей встречи.
Да, такой к тебе вопрос. Если бы у тебя была возможность передать сообщение себе же, но ребенку, себе 12-летнему, что бы ты пожелал?
Я бы себе пожелал кайфовать, ничего не боятся, и двигаться вперед, и делать то, что действительно нравится.
Это была разминка. Ты настроился?
Теперь, внимание, вопрос: каким бы ты хотел видеть своего внука? Что любит, что он не любит, что он делает, что он делает, где и как он живет? Можешь дать краткую картину.
Если я представляю себе внука, в таком уже в осознанном возрасте, 8 лет…
Не обязательно, может он уже семью создал. Тридцать-сорок лет ему. Как он живет?
То есть это примерно через 50 лет будет. Я представляю, что наша планета будет настолько технолизирована, что мы даже уже не на ней будем жить. Я точно хотел бы видеть его счастливым.
Давай, не спрыгивай с вопроса. Что он любит, что он не любит, что он делает, что он не делает, как он живет, как выглядит его быт повседневный?
Слушай, я не знаю!
Т.е. ты получается ведешь детей туда - не знаю куда. Представь себе, ты сел в самолет, и вот капитан корабля обращается - “Мы не знаем, куда мы летим, ребята”.
Это вопрос с подвохом, я понял.
Но, если учитывать то, что мы делаем (сады, школы), а мы делаем это ради своих детей, в том числе внуков. Будь это мой внук или внук тех детей, которые ходят к нам в детские сады и школы, и потом он к нам возвращается, и приводит своих детей. Какой этот образ?
Это мальчик или девочка, 30 лет, который знает, чего он хочет. Он четко чувствует себя и окружающих, он очень осознанный, он созидательный, он любит то дело, которым занимается, у него горят глаза, когда он этим занимается и скорее всего он уже создал свою семью. Он вкладывает в себя, в свое дело, и в свою семью, своих детей. То есть это такой образ будущего поколения, в тридцатилетнем возрасте, через 50 лет, который рисуется в моей голове.
Денис, ты достойной ответил. Можно добавить деталей, но в целом я могу сказать что большинство людей в нашей стране, даже профессора из университетов, уходят от ответа на этот вопрос, со словами, что это самое сложное, что их спросили, и отвечать они не будут. То, что ты можешь ответить на этот вопрос, значит что Playskool в правильных руках.
Спасибо друзья, спасибо большое! Спасибо, Павел, за то, что ты пришел на встречу, и спасибо всем, кто смотрел нас, увидимся в следующих программах.
Да, кстати, я хочу сказать, что шлю вам лучи добра!
Класс!
______________________________________________________________
Видео-интервью можно посмотреть на канале "Отцы говорят" - https://www.youtube.com/watch?v=0kV4X9Y8R08
🔷Полную версию ролика можно послушать на площадках:
Spotify - https://clck.ru/32gSCq
mave - https://clck.ru/32gSBc
castbox - https://clck.ru/32gS9p
🔷Мои социальные сети:
Instagram - https://instagram.com/denis.kasch?igshid=YmMyMTA2M2Y=
Telegram - https://t.me/denis_kasheev
VK - https://vk.com/deniskaspb1