Найти в Дзене

Гиперактивный ребенок: как с ним продуктивно общаться и какую помощь окажет психолог

В настоящее время значительно увеличилось количество обращений ко мне педагогов и родителей, которые отмечают у детей двигательную активность, выходящую за рамки представлений о просто подвижном ребенке. В большинстве случаев взрослые просят о помощи, когда терпение достигает предела, и они больше не могут выносить подобного поведения дошкольников. Читайте дальше, и вы узнаете, как помочь гиперактивному ребенку и когда следует обращаться к врачу. Воспитатели отмечают, что гиперактивный ребенок часто находится в эпицентре конфликтных ситуаций. Это происходит потому, что такие дети претендуют на роль лидера в отношениях со сверстниками, при этом не умеют уступать и подчинять свое поведение правилам. На занятиях вскакивают с места, разговаривают, не понимают сути заданий, не доделывают начатое дело до конца. Неусидчивым детям, действительно, трудно сосредоточиться и удержать внимание на чем-то одном, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Родители указывают, что ребенок находится в п

В настоящее время значительно увеличилось количество обращений ко мне педагогов и родителей, которые отмечают у детей двигательную активность, выходящую за рамки представлений о просто подвижном ребенке. В большинстве случаев взрослые просят о помощи, когда терпение достигает предела, и они больше не могут выносить подобного поведения дошкольников.

Читайте дальше, и вы узнаете, как помочь гиперактивному ребенку и когда следует обращаться к врачу.

Воспитатели отмечают, что гиперактивный ребенок часто находится в эпицентре конфликтных ситуаций. Это происходит потому, что такие дети претендуют на роль лидера в отношениях со сверстниками, при этом не умеют уступать и подчинять свое поведение правилам.

На занятиях вскакивают с места, разговаривают, не понимают сути заданий, не доделывают начатое дело до конца. Неусидчивым детям, действительно, трудно сосредоточиться и удержать внимание на чем-то одном, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Активный ребенок везде найдет себе развлечение
Активный ребенок везде найдет себе развлечение

Родители указывают, что ребенок находится в постоянном движении: он бегает, ерзает, крутится, залезает куда-нибудь, регулярно вмешивается в разговоры взрослых, не может спокойно чем-то заниматься. Чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Работа психолога начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях: в групповом помещении, раздевалке и на прогулке. Специалисту необходимо увидеть особенности взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: педагогом и родителями, проанализировать работы дошкольника.

В некоторых случаях требуется выполнение ребенком определенных заданий, при анализе которых можно определить сложности в самоконтроле, выражении эмоций и развитии социальных навыков. Именно в этих сферах жизнедеятельности малышу требуется помощь.

Если появляются подозрения, что повышенная активность возникает вследствие дефицита внимания, родители направляются на консультацию к врачу. Только врач может провести грамотную диагностическую процедуру, поставить диагноз и назначить лечение. Внешние проявления у малыша сходны с рядом состояний и заболеваний, и не всегда являются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Однако помощь семье, воспитывающей чрезмерно активного ребенка, должна быть комплексной. Особенно в сложных случаях только медикаментозной терапией не решить проблему. Психолог поможет наладить родителям контакт с ребенком и подскажет, как вести себя с гиперактивным малышом.

Работа должна быть поэтапной, невозможно изменить все и сразу. Необходимо терпеливо отрабатывать возникшие сложности и закреплять успех малыша. Родителям легче справиться с проблемой, если они чувствуют поддержку и получают грамотное сопровождение.

Все препятствия и возвышенности привлекают внимание детей
Все препятствия и возвышенности привлекают внимание детей

Как помочь гиперактивному ребенку

1. Организуем грамотно день

✨ Продумать режим дня до мелочей и соблюдать четкий распорядок всеми членами семьи.

✨ Ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Старайтесь не приглашать в дом сразу много гостей. Интенсивного общения со сверстниками в детском саду ему вполне достаточно.

✨ Не пренебрегайте ежедневной физической активностью на свежем воздухе для расходования физической избыточной энергии. Чрезмерно подвижным детям показано плавание, бег, велосипедный спорт и другие неколлективные виды спорта.

✨ Оберегайте ребенка от переутомления и перевозбуждения, это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Избегайте большого количества кружков и секций, увеличение нагрузок приводит к капризам, непослушанию и отказу от игровой или учебной деятельности.

✨ Ограничьте просмотр телевизионных программ, занятий на компьютере, телефоне, планшете.

2. Формируем специальную поведенческую программу

💦 Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме (не более 10 слов), в противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Подкрепляйте устные инструкции зрительной стимуляцией (показом).

💦 Повторяйте просьбу одними и теми же словами.

💦 Большие задания лучше выполнять частями. Вторую часть даем только после того, как дошкольник справился с первой. Контролируем выполнение коротких заданий.

💦 Самый трудный этап – приступить к выполнению задания и переключиться на новую деятельность. Помогайте малышу в этом. Разучите несколько упражнений для активации межполушарных связей и начинайте работу с них. Не более одного упражнения за один раз.

💦 Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий: никаких посторонних звуков – телевизора, музыки, разговоров по телефону, никаких посторонних вещей на рабочем столе.

💦 Запретов не должно быть много. Избегайте слов «нет» и «нельзя», они провоцируют непослушание и агрессию. Вместо «нет» дайте возможность выбора другого занятия.

💦 Для малыша необходимы четкие границы дозволенного и обязательна «обратная связь» от взрослого, иначе дошкольник начинает манипулировать родителями.

💦 В детском саду или школе ребенку часто делают замечания, поэтому старайтесь хвалить малыша за достижения и успехи, даже самые незначительные. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребенок не воспринимает выговоры, наказания. Однако он реагирует на поощрения.

💦 Придумайте гибкую систему вознаграждений.

💦 Избегайте окриков, приказаний, восторженных интонаций, приподнятого тона, так как малыш чувствителен и восприимчив, эмоции захлестнут его и станут препятствием для дальнейших действий.

💦Не настаивайте на том, чтобы дошкольник принес извинения за свой поступок, не выпрашивайте обещаний хорошо вести себя. Обещания для малышей ничего не значат.

💦 Составьте список посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно, постепенно расширяйте их, обсудив с ним, чем он еще может быть полезен. Ни в коем случае не выполнять за него. Задачи должны соответствовать возможностям малыша.

А вы так сможете?
А вы так сможете?

3. Подбираем специальные упражнения и игры

Чтобы научить ребенка действовать не спеша и концентрировать внимание, психолог подберет релаксационные упражнения, дыхательную гимнастику, дидактические и развивающие игры.

Конечно, не может быть общих рекомендаций для всех семей, воспитывающих гиперактивного ребенка. В каждом конкретном случае психолог собирает индивидуальный пакет с рекомендациями, на каждой консультации отрабатывается точечно проблема, подбираются те способы взаимодействия с ребенком, которые будут работать.

Эффективны для поддержки родителей форумы и клубы, где родители гиперактивных детей делятся своим опытом и находят помощь от нескольких специалистов.

Если вам необходима индивидуальная консультация, пишите в комментариях или на электронную почту: rezepina.ea@yandex.ru

Спасибо, что дочитали статью до конца.

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!

Читайте также:

Как развивать межполушарные связи
Всё о дошколятах и не только5 сентября 2022