Найти в Дзене

Милдред Пирс: бизнесвумен, эдипов комплекс, выявление скрываемых обстоятельств, эгоизм, сепарация, путешествие героини

Иногда смотришь фильм на одном дыхании и не задумываешься о том, каким прекрасным материалом для анализа может он быть. Просмотр фильма и его анализ – вещи совершенно разные. В первом случае ты просто получаешь удовольствие, следуя за главным героем, сопереживаешь ему, во втором – включаешь аналитическое полушарие мозга и сосредоточенно наблюдаешь за героями и сюжетом, выявляя психологические темы, а после – обдумываешь набросанные тобой в процессе просмотра фильма заметки, оформляя содержание в форму. Крайний раз мое внимание привлек фильм «Милдред Пирс». Новый? Ах, нет, конечно, не новый, а старый, снятый на черно-белую пленку! Последующие переснятые фильмы про Милдред Пирс, возможно, тоже заслуживают внимания, но я их не смотрела, поэтому не буду давать заверений и обещаний, а оттолкнусь от того, что я увидела, прочувствовала и проанализировала. Кстати, если вы смотрели переснятые по первой картине фильмы, обязательно поделитесь впечатлением в комментариях: - Какое общее впечатление

Иногда смотришь фильм на одном дыхании и не задумываешься о том, каким прекрасным материалом для анализа может он быть.

Просмотр фильма и его анализ – вещи совершенно разные. В первом случае ты просто получаешь удовольствие, следуя за главным героем, сопереживаешь ему, во втором – включаешь аналитическое полушарие мозга и сосредоточенно наблюдаешь за героями и сюжетом, выявляя психологические темы, а после – обдумываешь набросанные тобой в процессе просмотра фильма заметки, оформляя содержание в форму.

Крайний раз мое внимание привлек фильм «Милдред Пирс». Новый? Ах, нет, конечно, не новый, а старый, снятый на черно-белую пленку! Последующие переснятые фильмы про Милдред Пирс, возможно, тоже заслуживают внимания, но я их не смотрела, поэтому не буду давать заверений и обещаний, а оттолкнусь от того, что я увидела, прочувствовала и проанализировала.

Кстати, если вы смотрели переснятые по первой картине фильмы, обязательно поделитесь впечатлением в комментариях:

- Какое общее впечатление от просмотра фильма?
- Что показалось интересным, а что – нет?
- Есть ли отличия от старой картины, если вы ее смотрели?
- Как вам в целом главная героиня?

Поделились? Отлично!

Обращаю ваше внимание на то, что анализ носит субъективный характер и вполне может не совпадать с вашим персональным мнением.

А теперь – начнем!

О фильме «Милдред Пирс» (1945 г.)

Премьера американского фильма «Милдред Пирс» в Мире состоялась 28 сентября 1945 г. В главных ролях снялись Джоан Кроуфорд, Джек Карсон, Захари Скотт, Ив Арден, Энн Блит, Брюс Беннетт, Ли Патрик, Морони Олсен, Веда Энн Борг, Джо Энн Марлоу. Джоан Кроуфорд, сыгравшая роль Милдред Пирс, была удостоена премии Оскар за лучшую женскую роль, что вполне заслужено.

Фильм относят к жарнам фильм-нуар, драма, мелодрама, криминал, детектив, что не отменяет его психологическую ценность.

Основные психологические темы в фильме

Фильм «Милдред Пирс» (1945) весьма интересен для анализа, поскольку в нем можно выделить пять основных психологических тем:

- бизнесвумен;
- эдипов комплекс;
- выявление скрываемых обстоятельств;
- эгоизм;
- сепарация;
- путешествие героини.

Бизнесвумен Милдред Пирс

Тема бизнесвумен раскрывается в том, что Милдред Пирс, мотивируемая тем, чтобы обеспечить достойную жизнь своим дочкам, решает открыть ресторан. Толчком для этого стало то, что старшая дочь Веда узнает о том, что ее мама работает официанткой, что считает неподобающим и чего стыдится. Женщина находит себя в работе и у нее это превосходно получается, вот только личная жизнь не складывается так, как хотелось бы:

- Милдред, до того, как заняться бизнесом, выгнала первого мужа Берта Пирса, поскольку тот, как ей казалось, слишком строго относился к тратам на старшую дочь Веду, постоянно указывал на то, что Веда «вьет из Милдред веревки» и, ко всему прочему, женщина ревновала супруга к Мэгги Бидерхоф, с которой тот работал, считая ее его любовницей.

- Женщина подвергается нападкам Уолли Фэя, который ей симпатизирует, пытается привлечь ее внимание, но немил ей.

- Милдред встречает Монти Берагона, любителя и любимца женщин, поначалу даже влюбляется в него, затем выходит замуж, правда, уже разлюбив, но не находит с ним свое счастье, так как он только транжирит деньги, зарабатываемые женщиной, и прививает ее старшей дочери не те ценности, которые ей хотелось бы видеть в ней. На протяжении фильма он, как и его падчерица, нередко упрекают Милдред в том, что она много работает и что на уме у нее только бизнес. При этом, без стыда тратя ее деньги, никто из них не вызывается ей помочь и разделить бремя управления ресторанами. Милдред без стеснения помогала официантам в зале, приветствовала и обслуживала гостей, что Веда и Монти считали постыдным и недостойным.

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс в фильме раскрывается в двух вариациях: комплекс Эдипа и комплекс Электры.

Комплекс Эдипа прослеживается в отношениях «Милдред Пирс – Уолли Фэй».

Уолли Фэй, узнав, что Милдред и Берт Пирс расстались, признается, что она ему всегда нравилась, но будучи женой приятеля, оставалась недостижимой мечтой, человеком, мысль об отношениях с которым, была запретной. На протяжении большей части фильма Уолли пытается заставить Милгрет обратить на себя внимания, показывает свое негодование, но женщина не отвечает ему взаимностью, даже периодически отталкивает его, не говоря уже о том, что пытается сделать его виновным в убийстве второго мужа – Монти Берагона.

Комплекс Электры прослеживается в отношениях «Милдред Пирс – Монти Берагон» и «Монти Берагон – Веда Пирс».

В отношениях «Милдред Пирс – Монти Берагон» в начале отношений женщина влюблена в Монти Берагона. Отношения начинаются романтикой, он осыпает ее комплементами, ухаживает, но в последующем отстраняется, проявляя свои не самые лучшие качества. Его интересуют не отношения как таковые, а деньги и красивые женщины. Милдред, поняв, что любит человека, которого любить нельзя, дистанцируется от него, в чем проявляется комплекс Электры.

В отношениях «Монти Берагон – Веда Пирс» Веда очарована Монти. При этом, хотя, он сначала гипотетически, а затем фактически и приходится ей отчимом, отношение девушки к нему отческими назвать сложно. Она агрессивно конкурирует с матерью за его внимание, сопоставляя себя и ее, проводит с ним много времени, а в конце даже раскрывает, что находится с ним в отношениях на протяжении длительного времени.

Выявление скрываемых обстоятельств

Полицейские блестяще справляются с поиском настоящего убийцы Монти Берагона. На допросе они убеждают Милдред Пирс, что знают, кто убийца и приводят к ней ее первого мужа Берта Пирса. Заведомо зная, что убийца Веда и пытаясь обвинить в убийстве Уолли Фэйя во ее спасение, она не ожидала такого поворота. Женщина пытается убедить полицейских, что ее муж не тот человек, который способен на такое, и что именно Уолли Фэй является убийцей, но это оказывается тщетным, когда приводят Веду. Под утвердительной речью о пойманном преступнике молодая девушка, заподозрив, что мать все рассказала, сразу же сдает себя.

Эгоизм

Веда с детства росла избалованной девочкой. Получив платье, которое из-за дороговизны стало причиной конфликта родителей, она негативно отзывалась о вещи, называя ее дешевкой. После ухода отца она предлагает матери выйти замуж за Уолли Фэйя, объясняя это тем, что такое замужество позволит иметь деньги и нанять домработницу. Понимая, что Милдред готова ради нее на все, Веда вьет из нее веревки. Они приближает мать к себе, когда ей нужны деньги, и отталкивает, когда в них не нуждается. Складывается ощущение, что дочь продает свое внимание Милдред, а та, будучи зависима от нее, платит за него. Веда не задается вопросом, что ее мать лишила себя благ во имя того, чтобы обеспечить своей дочери исполнение всех капризов. При этом обращаю ваше внимание, что речь идет не просто о достойном уровне жизни, а о том, что Милдред пытается дать и дает девочке больше, чем их семья финансово может себе позволить, несмотря на череду возникающих из-за этого проблем.

Сепарация

В одной из сцен Милдред жалуется, что Веда отдаляется от нее и для нее это тяжело, поскольку она полностью растворена в дочери, зависима от того, что та нуждается в ней, однако, дочка к тому времени уже достигла достаточного возраста, чтобы сепарироваться.

Путешествие героини

На протяжении фильма Милдред Пирс проходит путь героини. Если вам хотелось бы углубиться в теорию, то можно ознакомиться с книгой «Путешествие героини» Морин Мёрдок. Шаги, которые проходит Милдред, отчетливо ложатся на проходимые в «пути героини» стадии: отказ от женских ценностей; идентификация себя с мужскими ценностями; путь испытаний; иллюзорность успеха; сильные женщины способны сказать «нет»; инициация и возвращение к богине; потребность воссоединиться с женским началом; преодоление раскола между матерью и дочерью.

Таким образом, мы рассмотрели основные психологические темы, которые мы обнаружили в фильме «Милдред Пирс».

Нашли в фильме какие-то еще темы и хотели бы что-то добавить? Знаете еще фильмы, в которых отражены схожие психологические темы? Буду рада, если поделитесь в комментариях с примерами!

Благодарю за внимание!

P.S. Прочитали статью? Было бы здорово, если бы вы поставили «лайк», чтобы я могла узнать об этом.