Созывает зима свою свиту: вьюги и метели. Дает холодам наказ: оттепели унять. Зима гонит от изб ворон: «Ишь, раскаркались, оттепель зазываете!» Думы у зимы – крестьянские: надобно озимые хлеба сохранить, чтобы не вымерзли. Если ледяная корка наперед снега на озимые ляжет, беды не миновать. Зима призывает ветер ледяную корку порушить.
А по деревням – под гармошки идет последняя осенняя свадьба.
Как говорилось: «День до вечера, до сумеречия, до восходу белого месяца!» Горушки да рытвины, что снегом были запрошены, в кашу разбиты.
У крыльца - снег утоптан донельзя. Пляшут приезжане. Из-под ног снежная киселица летит! Порты да подолы, все в грязных подтеках. А ничего не жаль! Пляши удалую, русскую, родную! Пляши до упаду! Уговорили-таки красу девицу!
Под порогом веничек. Брат младший на стороже. Обмести башмаки– копеечка! Сапоги опять денежка! Народ, что разинул рот, раздайся на две стороны, дивья красота от венца идет! С суженым. Поклон низкий до земли на все четыре стороны. Следом дружка с полудругами, свахонька Манефа с узлами. Сияет. Мол, не зря молва по округе: "Сваха Манефа всех пересватает! Мол, кому как не ей доверять, сговор ладить!"
На пороге – мать с иконою, с благословением. Вот уже половицы скрипят. Гости по скамьям рассаживаются. За столы, уставленными пирогами да хлебами на поду испеченными, подносами с белорыбицей. В чаши пиво наливается.
Свахе Манефе особое внимание – подарочки от хозяев, почести. Ведь недаром пословица живет: «Подруги косу плетут на часок, а сваха на век!» Старики говорили, что рожденная в этот день – ох, бойка будет, ох, задорна!