Недаром полноприводные автомобили популярны в нашей холодной стране. Ведь одним из достоинств таких машин принято считать уверенное и безопасное передвижение по скользким зимним дорогам. Полный привод в самом деле имеет на зимней дороге целый ряд преимуществ. Но есть у него и неприятные особенности, о которых многие водители не знают или напрочь забывают, почувствовав себя королями зимних дорог.
Начнем с зимних плюсов полного привода. Это, конечно, проходимость. Преодолеть снежный перемет, небольшой бруствер, выбраться из скользкой ямки, заехать на обледенелый подъем на машине со всеми ведущими колесами много проще, чем на моноприводной. И необязательно это должен быть внедорожник или кроссовер. Даже обычная низкая легковушка с полным приводом будет грести в снегу всеми четырьмя, пока не сядет на брюхо. Впрочем, и многие современные кроссоверы не отличаются "внедорожным" просветом. Для полной реализации возможностей полного привода необходимы хорошие, цепкие и "гребучие" зимние шины.
Причина дополнительных талантов авто 4х4 в том, что крутящий момент распределяется не на два, а на все четыре колеса. На каждое колесо приходится меньше момента и оно с меньшей вероятностью начнет буксовать. На многих современных машинах перераспределением момента между колесами управляет электроника. Чем она умнее и сложнее, тем уверенней автомобиль чувствует себя на скользкой или заснеженной дороге.
Для примера возьмем старушку Ниву с ее чисто механической трансмиссией и любой самый бюджетный кроссовер с многодисковой муфтой в приводе второй пары колес. Если отечественный автомобиль-ветеран попадет в ситуацию, когда у него начнет буксовать одно колесо - он беспомощно остановится. Чтобы продолжить движение, нужно заблокировать межосевой дифференциал. А когда заскользят по одному колесу на каждой из ведущих осей, автомобиль встанет окончательно. Дальше придется толкать-копать-тянуть... Возможное техническое решение - установка механической блокировки межколесного дифференциала, чем занимаются многие тюнинговые формы. С заблокированной межосевой связью Нива превращается в плохо управляемый автомобиль. Быстро ехать в таком режиме по дорогам общего пользования просто опасно. Да и нагрузки на откровенно слабую нивовскую трансмиссию заметно возрастают, снижая ее и без того скромный ресурс. В общем, Нива - это больше про проходимость, чем про управляемость на зимней дороге. То же можно сказать и про некоторые "ортодоксальные" внедорожники с жестким подключением переднего моста, и про большинство пикапов. Но там, в более современных моделях, хотя бы есть электронные системы в помощь водителю.
На кроссовере при пробуксовке одного из колес электроника задействует муфту, которая быстро перекинет момент на вторую ось. Если забуксуют колеса на разных осях, муфта уже не поможет. Но более дорогие и богато оснащенные модели имеют электронную имитацию межколесных блокировок: притормозив одно буксующее колесо, умная система перекинет часть момента на второе. Все эти чудеса происходят в автоматическом режиме, очень быстро и без вмешательства водителя. Работа таких систем, при правильной их настройке, не оказывает негативного влияния на управляемость автомобиля, скорее, наоборот - делает его более послушным на скользкой дороге.
Кроме того, что полноприводное авто выигрывает в проходимости, оно еще и более уверенно разгоняется. Причина та же - меньшая склонность к пробуксовке ведущих колес. И когда излишне горячий водитель, гордый тем, что оставил коллег на моноприводных машинах далеко позади, увидит на дороге препятствие, он нажмет на тормоз. Но специальных "полноприводных" тормозов, которые резко сокращают тормозной путь, еще не изобрели. И если водителям отставших машин еще останется запас времени и дистанции на торможение, то сидящий за рулем полноприводника может оказаться в критической ситуации.
Еще одна возможная проблема - особенности поведения полноприводной машины на скользких дорогах. Передне- и заднеприводные автомобили по-разному реагируют на действия водителя. И методы предотвращения того же заноса для каждого типа привода разные. Но для всех авто с передними ведущими колесами они принципиально единые, мелкие нюансы могут быть связаны с особенностями конкретной модели авто. То же можно сказать и про заднеприводные машины. Поведение же полноприводника на льду сильно зависит от типа трансмиссии, ее настроек и многих других факторов. И если водитель не знаком с особенностями поведения своего железного коня в сложных ситуациях, вряд ли он сможет обуздать его, когда тот "взбрыкнет".
А случиться это может на достаточно высокой скорости. Полноприводные автомобили в общем случае держат дорогу лучше своих "недоприводных" собратьев, провоцируя даже зимой ездить быстрее. И там, где осторожный водитель, попавший в занос на малой скорости, сможет "поймать" машину или мягко ткнется в сугроб, самоуверенный драйвер крутого паркетника и чирикнуть не успеет, как его авто на огромной скорости выйдет из-под контроля. А это обязательно случится - самые лучшие шины не обеспечат гарантированного сцепления на скользком шоссе, да и суперсовременная трансмиссия вместе с управляющей электроникой не всесильны...
Если вы подумали, что мы выступаем против полного привода, то сильно ошибаетесь. Он в самом деле делает зимнюю езду надежней и безопасней. Но не отменяет осторожности, осмотрительности, учета состояния дороги и соблюдения ПДД. Мы против бездумного использования дополнительных возможностей полного привода и переоценки собственных водительских талантов.
Всегда нужно помнить, что, находясь за рулем любого авто, независимо от его типа привода, вы отвечаете не только за себя и своих пассажиров, но и за жизнь и здоровье других участников движения.
Всем шершавенькой!