Ян Вермеер (1632-1675) - художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Творчество Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века. Одним словом его работы может описать как гармония. Картины Яна наполнены домашним уютом, спокойствием и теплом. В каталоге художника насчитывается около 34 работ, потому что на данный момент искусствоведы ведут дискуссии по поводу истинного авторства некоторых картин.
И даже нельзя сказать: из какого течения он вышел, кто были его учителя. Ведь никто до него – и никто после – не писал такими блестящими, прозрачными «фарфоровыми» красками, никто не умел связать несколько полутонов в один завершающий аккорд.
-Цитата из книги Николая Врангеля "Вермеер Дельфтский"
Наиболее популярная картина Вермеера "Северная Джоконда" или "Девушка с жемчужной сережкой".
Как и в большинстве картин Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой" хранит в себе тайну. Нам не известно не имя девушки, даже человек с которого писалась картина нам неизвестен. Дело в том, что это полотно является портретом, это, так называемый, портрет концепта, или трони (tronie), изображенная девушка- это нереальный человек. Для общества, которое потребляет эту картину, это портрет понятия: возможно девушка цыганка, возможно восточная женщина и так далее. Картина цепляет нас выразительным вглядом девушки, и ощущением, словно она повернулась к нам всего на секунду и вот-вот отвернется, и мы стараемся ухватиться за этот момент, рассмотреть все детали ее миловидного лица: малиновые, гладкие губы, приоткрытые в легкой улыбке, прямой, правильной формы маленький нос, и светлые брови, сливающиеся с кожей, но не портящие ни на процент красоты ее лица, будто эта изюминка наоборот дополняет ее. Следующее, что мы замечаем это жемчужная сережка. Жемчуг был очень дорог в то время, поэтому эксперты утверждают, что серьга- вовсе не натуральный жемчуг, а обычное дешевое итальянское стекло с покрытием, потому что жемчуга таких размеров в природе просто на просто не бывает.
Тогда, когда Рембрандт не выходил из мрачного чулана и писал с трагическим величием загадочную сторону жизни, Вермеер, как ребенок, отдавался солнечной радости.
-Николай Врангель
Одна из самых странных, но при этом великолепных и традиционных картин Вермеера - это "Сводня"
Главная тема картины - любовь за деньги. Мы видим, что главная героиня подставляет руку, а молодой человек с одной стороны придерживает девушку за бюст, а другой рукой дает монету, непосредственно за оказанную ею любовь. Почему картина носит название "Сводня"? В крайней левой части картины женщина в черном, и мужчина слева от нее - герои, которые как бы втягивают зрителя в сюжет картины. Молодой человек в огромном берете, с распущенными волосами, в очень интересной одежду: в кафтане с прорезными рукавами, с огромным белым воротником - является автопортретом Яна Вермеера. Художник показывает нам невероятное мастерство в передаче разных фактур: турецкие ковры, передающие уникальную материю ковра ручной работы того времени, кубок из зеленого стекла, из которого пьет вино девушка в белом платке, бокал в руке мужчины, образ которого художник использовал для автопортрета, огранка которого выполнена с такой точностью и талантом.
В своей довольно смелой книге «Семейные тайны Вермеера» искусствовед Бенджамин Бинсток предположил, что:
Картина является психологическим портретом семейства художника, на которой он изобразил себя музыкантом в услужении хозяйки публичного дома, свою жену Катарину — блудницей, а брата Виллема — похотливым солдатом.
Исключение из всех произведений Вермеера - "Аллегория Живописи".
Это единственное произведение художника, которое получило авторское название "Аллегория Живописи", точно известно, из дневника жены Вермеера Катарины, что данную картину он называл именно так. Некоторые видят в этой картине целую концепцию того, как настоящий художник зарабатывает себе на жизнь, то как искусство живописи преобразуется в искусство жизни, то как художник становится другим человеком. Именно в этой уникальной картине существует три этапа достижения смысла произведения. Первое, что стоит перед нами, это завеса, она приоткрыта для нас, она открывает нам различные пути либо к понимаю картины, либо к бесконечным догадкам об ее истинном смысле. Второе это пустой стул. Тут художник приглашает нас присоединиться к процессу, стать участником работы, свидетелем жизни художника. Затем у нас есть художник, это довольно необычное решение автора-изображение Вермеера, сидящего к зрителю спиной, ни у кого из коллег Яна Вермеера не было такого решения в композициях своих картин. Изображение женской фигуры - это образ музы, которая посещает художника во время его работы, Вермеер прямо разговаривает с ней, это не просто модель, пришедшая на работу, это его связь с божественным для передачи искусства на материальное полотно.