Найти тему
Клуб Гарри Поттера

Эзотерический смысл крестражей в книгах Роулинг

Оглавление
-2

Часто считается, что в той части книг Роулинг, где описывается душа, много отсылок к христианству. Однако то, что душа в мире «Гарри Поттера» намного более «материальна», может быть отделена от тела при сохранении его жизни и спрятана по частям в разные предметы, а также уничтожена вместе с этими предметами, делает крестражи гораздо более очевидно связанными с другими религиозными, мифологическими и магическими представлениями.

В этой статье мы рассмотрим параллели крестражей с чурингами австралийских аборигенов и с верованиями и обрядами других народов и постараемся ответить на вопросы, почему лорд Волдеморт выбрал именно эти предметы для крестражей и разместил их именно в значимых для себя местах.

1. Предметы, в которые помещается душа. Параллели из мифов.

Современные люди, верящие в существование души, привыкли считать её чем-то неотделимым от тела до самого момента смерти. Когда душа отделяется, тело умирает. Однако у множества народов с иным представлением о жизни и душе последняя может быть извлечена из физического тела без причинения непосредственной смерти (и вместе с тем эффект не будет как от Поцелуя дементора в книгах о «Гарри Поттере»). Часто считается, что душу может похитить кто-то злонамеренный: духи, демоны, враги, которые хотят вызвать болезнь и последующую гибель, если долго удерживать душу вне тела, или военные противники. Но по другим верованиям, души могут быть изъяты из своих тел и с благими намерениями. Как пишет Дж.Фрэзер в книге «Фольклор в Ветхом завете»:

«Дикарь, по-видимому, думает, что никто не может умереть по-настоящему, пока цела его душа, независимо от того, находится ли она в теле или вне его. Отсюда он делает вывод, что если ему удастся извлечь свою душу и устроить ее в сохранном месте, то он будет фактически бессмертным до тех пор, пока ей ничто не угрожает в ее убежище. Поэтому в период опасности он предусмотрительно вынимает свою душу и души своих друзей и сдает их, так сказать, на хранение в какое-нибудь надежное место, пока не минет опасность, и он не сможет потребовать обратно свою невещественную собственность».

Фрэзер в этой книге приводит множество примеров, связанных с такими верованиями. Так, на острове Целебес (или Сулавеси — один из островов Индонезии) «духовно опасным» считалось переселение в новый дом. На это время жрец собирал души всей семьи в мешок и держал их там, пока не пройдет опасность. На Кейских островах (или острова Кай, также в Индонезии) можно иногда видеть подвешенным вылущенный кокосовый орех, расщепленный пополам и снова сложенный. Это хранилище, в котором душу ребенка берегут от злых духов. В некоторых местностях юго-востока Новой Гвинеи выходящая из дома мать прикрепляла к своей юбке или к мешку с ребенком длинный виноградный стебель, чтобы он волочился следом по земле: на случай, если дух младенца покинет тело, это был для него способ взобраться обратно. У эскимосов Аляски врачеватель загонял душу больного в амулет и прятал в медицинский мешок, где душа должна была находиться в наибольшей безопасности. И даже в Ветхом завете есть цитата, которую Фрэзер трактует как возможное указание на то, что и древним евреям были присущи верования о «завязывании души в узел» для ее сохранения:

«1Цар.25:29. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею».

Это слова, с которыми женщина по имени Авигея обращалась к гонимому Саулом Давиду.

Один из наиболее известных примеров подобных «узлов жизни» — это чуринги, свойственные прежде всего племени арунта, или аранда в Центральной Австралии. Это камни или дощечки, которые хранят в величайшей тайне и которые тесно связаны с душами людей клана, как мертвых, так и живых. Потеря чуринг представляет собой огромное несчастье для племени. Согласно Б.Спенсеру и Ф.Гиллену, австралийская чуринга – воплощение души человека, связанной в то же время с его тотемическим предком. Напротив, другой знаток австралийской этнографии, К.Штрелов, пишет, что чуринга не имеет ничего общего с идеей души, что люди племени аранда видят в ней особое, второе тело человека и в то же время превращенное тело тотемического предка. Чуринги применяются и в качестве талисманов или магического оружия.

Чуринга.
Чуринга.

Как пишет Фрэзер об обрядах, связанных с этими предметами:

«…мы имеем дело, по правильному заключению Спенсера и Гиллена, с „видоизменением идеи, свойственной фольклору многих народов, согласно которой первобытный человек рассматривает свою душу как нечто вполне конкретное и полагает, что он может в случае надобности поместить ее отдельно от тела в какое-либо надежное место, где духовная часть его существа будет находиться в безопасности даже тогда, когда тело его почему-нибудь подвергнется разрушению“. Это не значит, конечно, что современные арунта считают священные камни и палочки действительными вместилищами своих душ и в том смысле, что уничтожение одного из них предполагает гибель того или иного мужчины, женщины или ребенка; но в их преданиях встречаются следы веры в то, что их предки действительно прятали свои души в эти священные предметы. Они рассказывают, например, что некоторые люди тотема „дикая кошка“ хранили души в своих чурингах и, отправляясь на охоту, вешали их на священном столбе деревни; возвратившись домой, они снимали свои чуринги с дерева и держали их при себе. Смысл этого обычая заключается, по-видимому, в желании спрятать души в надежное место до возвращения с охоты».

Можно сравнить выделенный текст с тем, как описывается сущность крестражей в книгах Роулинг.

-4

«Словом «крестраж» обознача­ется материальный объект, в который человек пря­чет часть своей души.

— Но я не совсем понимаю, как это можно сде­лать, сэр, — сказал Реддл.

Своим голосом он управлял очень умело, но Гар­ри чувствовал, что Реддл волнуется.

— Ну, видите ли, вы раскалываете свою душу, — сказал Слизнорт, — и прячете часть ее в объект, на­ходящийся вне вашего тела. После этого, если на тело кто-либо нападет или даже уничтожит его, вы все равно умереть не можете, поскольку часть вашей души остается привязанной к земле, неповрежден­ной. Правда, существовать в подобной форме...

Слизнорт поморщился, а Гарри внезапно вспом­нил слова, услышанные им почти два года назад:

«Я был вырван из тела, я стал меньше, чем дух, чем самое захудалое привидение... но все-таки я был жив».

(«Гарри Поттер и Принц-Полукровка», глава 23)

Параллель крестражей с верованиями о возможности спрятать душу в посторонний предмет, где она сможет уцелеть даже при разрушении тела, очевидна — с той разницей, что согласно верованиям, отделена и спрятана должна быть вся душа целиком, а в крестражах — лишь ее часть.

2. Почему именно эти предметы были выбраны для крестражей?

-5

https://fb.ru/article/281380/pervyiy-i-posledniy-krestraj-garri-pottera
https://fb.ru/article/281380/pervyiy-i-posledniy-krestraj-garri-pottera

В отличие от неприметных портключей, для крестражей Темный Лорд выбирал предметы в большинстве своем очень выдающиеся, даже реликвии мира волшебников: медальон Слизерина, чаша Пуффендуй, диадема Когтевран, кольцо Мраксов. Исключение составили только самостоятельный крестраж в виде змеи Нагайны и дневник, который был значим для Волдеморта как ключ к Тайной комнате.

Почему именно эти предметы, а не какие-нибудь неприметные банки из-под консервов? Об этом в 23-й главе книги «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» Дамблдор приводит такое объяснение:

«Лорд Волан-де-Морт неравнодушен к тро­феям и предпочитает вещи, обладающие яркой магической историей. Его гордыня, вера в собствен­ное превосходство, его решимость добиться невиданного места в истории магии — все это наводит меня на мысль, что Волан-де-Морт должен выби­рать свои крестражи с особой тщательностью, от­давая предпочтение предметам, достойным всяче­ского уважения».

Поскольку крестражи — это предметы с заключенной в них частью души человека, они представляют нечто вроде «замены» физического тела, когда подлинное тело уничтожено. Соответственно, для этих осколков души, которые Волдеморт продолжает считать частью себя самого, он не мог выбрать какие-нибудь ржавые обломки, какими бы подходящими они ни казались с точки зрения секретности. В этом плане он далек от тех верований и обрядов, согласно которым, душа могла помещаться и в особенные камни или деревянные предметы. Как в магловском мире человек «вкладывает душу» в переносном смысле во что-то значимое для него, будь то создаваемая им вещь или дело, так в магическом мире Роулинг волшебник «вкладывает душу» буквально — во что-то очень ценное для него.

3. Почему именно эти места?

-7

Как известно из книг, Волдеморт не только выбрал для крестражей значимые предметы, но и разместил их в местах, так или иначе связанных с его жизнью. Исключение составлял только дневник, отданный Люциусу Малфою для того, чтобы подбросить в Хогвартс. Из всех крестражей в неодушевленных предметах этот играл или должен был сыграть самую практичную роль — ключ от Тайной комнаты. И поскольку его предполагалось вернуть в Хогвартс, это также можно считать планом на размещение в значимом пункте.

Напомним, где хранились остальные крестражи:

  • кольцо Мраксов — в тайнике в хижине Мраксов;
  • медальон — в пещере с инферналами, неподалеку от того места, куда сирот из приюта вывозили «на природу». В той пещере, как считалось, юный Темный Лорд запугал двух приютских детей;
  • диадема — в Выручай-комнате в Хогвартсе, ставшем для Темного Лорда домом, к которому он был привязан;
  • чаша — в сейфе в банке «Гринготтс»;
  • змея — специфический крестраж, созданный из животного. Часть времени змея проводила рядом с Волдемортом, в остальное время, по-видимому, жила в поместье Малфоев, представлявшем во Вторую войну штаб Темной стороны.

Порой можно встретить в фандоме претензии, почему Волдеморт поместил части своей души в таких местах, где их можно найти (случайно или нарочно), а не где-нибудь в Марианской впадине. Помимо конспирологической теории объяснения, что «крестражи» были всего лишь «обманками» для врагов, есть теория о сакральном смысле такой Темной магии. Размещение частей одного целого в разных значимых пунктах — это очень древний обряд, имеющий эзотерический смысл, и отнюдь не только в волшебном мире Роулинг.

Пожалуй, наиболее известным примером из реального мира являются восемь реликварных буддийских ступ. Ступа — это архитектурно-скульптурное культовое сооружение, в одних из них размещается прах умерших после кремации или памятные вещи, а другие строятся в честь каких-либо событий или в качестве подношений). Считается, что после ухода Будды реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей и заложены в восемь ступ в разных частях Индии и Непала, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана-сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире; остальные ступы возводили представители других кланов: личчхави – в Вайшали, шакьи – в Капилавасту, були – в Аллакапе, колии – в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы – в Паве, другая ветвь маллов – в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы – в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ». Приблизительные места расположения этих ступ приведены на карте. Попытки отождествления их с реальными объектами предпринимались учеными неоднократно, однако отождествлены не все.

Храм Махапаринирваны и Ступа в Кушинагаре.https://dymov.livejournal.com/117810.html
Храм Махапаринирваны и Ступа в Кушинагаре.https://dymov.livejournal.com/117810.html

-9

Идентифицированные места расположения реликварных ступ. (Примечание. Капилавасту идентифицируется по разным предположениям и в Индии, и в Непале. На этой карте указан «непальский» вариант)
Идентифицированные места расположения реликварных ступ. (Примечание. Капилавасту идентифицируется по разным предположениям и в Индии, и в Непале. На этой карте указан «непальский» вариант)

Однако ступы — не просто места хранения останков и объекты паломничества, в буддизме им придается эзотерический смысл Освобождения и Просветления, а также некоего защитного механизма для мира. «Благодаря концентрации позитивных впечатлений, вложенных в ступу во время строительства и наполнения в форме хороших намерений, благих пожеланий, целевых пожертвований, энергии и работы на общее благо», ступа приводит к увеличению счастья и мира во всем мире.

Ламы делают обход вокруг ступы 108 раз. Некоторые верующие тоже обходят ступу, хотя для этого требуется много энергии. Считается, что это «очищает карму».

В глобальных масштабах идею об эзотерическом смысле разделения целого на части и взаимодействия этих частей как одной системы мы можем встретить в мифах разных народов о сотворении мира — а именно в тех вариантах мифов, которые гласят, что источником материи мироздания послужило тело либо некоего «первочеловека» (примеры — китайский Пань-гу или индийский Пуруша), либо хтонического божества (пример — шумеро-аккадская Тиамат). Например в легенде о Пань-гу сказано, что один его глаз стал Солнцем, другой — луной, дыхание — ветром, а кости — минералами, и так далее.

Пань-гу. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D1%83
Пань-гу. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D1%83

Магические представления о том, что на определенном уровне разнесенные в пространстве части целого продолжают функционировать как единое целое, создавая поле защиты или влияния на этом пространстве, — несколько меньшего масштаба, чем всё мироздание, но соответствуют тому же основному принципу. Эти представления с большой вероятностью могли послужить основанием, почему Волдеморт выбирал для хранения крестражей с частями собственной души, по сути себя самого, исключительно значимые для себя объекты. Прежде всего такие места, как Хогвартс и «Гринготтс», игравшие существенную роль в британском магомире, могли стать для Темного Лорда теми объектами, которые он хотел бы не только сделать своим домом, но и подчинить своей воле в первую очередь. Следует отдельно отметить представление о «вкладываемой в объект энергии» при его создании и приписываемую ему способность воздействовать магически на окружающую среду: в буддизме это благие пожелания при возведении культовых объектов, а при творении крестражей, возможно, это Темная воля или намерения Волдеморта. И также объяснимо, почему он предпочитал держать крестражи поближе к местам влияния: как сказал Снегг, «время и пространство в магии существенны». Разделиться на семь частей, подобно мифическим перволюдям, и окружить собственным магическим полем всю магическую Британию, — вполне в духе амбиций Волдеморта.

А что вы думаете на этот счёт? Будут интересны ваши комментарии.

Пожиратели смерти: истоки названия и идеологическая база
Клуб Гарри Поттера28 июля 2022
Являются ли волшебные палочки в мире Роулинг фамильярами?
Клуб Гарри Поттера19 августа 2022
Аллюзии и просто совпадения: Что можно вспомнить при прочтении книг о Гарри Поттере
Клуб Гарри Поттера29 мая 2022