Найти в Дзене

Незабываемо холодная зима 1953-54 годов на Кубани

Зима 1953-54 годов в станице Тбилисской
Зима 1953-54 годов в станице Тбилисской

«Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние места…»


Меня очень взволновала статья Сергея Шептуна в газете «Свет маяков» от 13 января 2022 года «Стала ли зима на Кубани субтропической?». В ней говорится о самой холодной зиме 1953-1954 годов. Дело в том, что я эту зиму запомнила очень хорошо, на всю жизнь. Так как для меня это был 10-й класс 1954 года выпуска.


Я живу в городе Новокубанске с 1951 года. Это было тяжелое послевоенное время. Страна только залечивала раны. Было трудно с питанием, одеждой. Мы, дети войны, были нетребовательны, радовались тому, что есть. Знали, что взять неоткуда и не за что.


На новый, 1954 год мы с одноклассниками решили собраться вместе. Надо сказать, что та зима была очень холодная и снежная. Часто температура опускалась до минус 20-27 градусов и ниже. А одежда у многих из нас была осенняя, ходили в чем попало. Спасали простые ватные фуфайки, предназначенные для домашних работ.


Особенно трудно было с обувью, тем более зимней. Мальчишки в основном ходили в кирзовых сапогах и старых валенках. А девочкам было гораздо сложнее. Приобрести на базаре сшитые суконные ноговицы (бурки) было проблемно. Еще надо было их носить с галошами, так как подошва сразу протиралась. Иногда в магазинах продавались кирзовые мужские сапоги. Для меня их и купили. Правда, размер был 39-й, а у меня - 36-й. Чтобы с ног они не спадали, надевала носки, а сверху портянки.
Мы собрались 31 декабря 1953 года, чтобы встретить 1954-й. Когда шли на вечер, снег на улице уже лежал глубиной 15-18 сантиметров. А с неба сыпался еще, тихий и пушистый. Мороз был не сильный.


Наш одноклассник, у которого все собирались, жил по улице Лермонтова в районе сегодняшней стоматологической поликлиники. Я жила возле милиции. Остальные одноклассники проживали в разных концах города Новокубанска.

Зима 1953-54 годов в станице Тбилисской
Зима 1953-54 годов в станице Тбилисской


Отметили мы Новый год по нашим понятиям хорошо. Пели, танцевали, дурачились, шутили. Тогда о телевизорах даже разговоров не было. Зато был патефон и несколько пластинок. Достали свои припасы – кто что принес. Спиртного у нас не было и мы о нем вообще не думали. Под бой курантов, который раздавался из радиоприемника, поздравили друг друга с праздником с узваром из сухофруктов в руках, который был очень вкусным. Мы все тогда жили в бедности, но без зависти и дружно.

Наконец-то, угомонились и кое-как разместились на ночь. А утром… не поверили своим глазам. Снега за ночь навалило столько, что он лежал почти на уроне окон, входную дверь открыть не смогли. Все было белым-бело и очень тихо. Даже собаки не лаяли, птицы не летали.


Мы оказались в настоящей сказке. Снег облепил ветки деревьев и закрыл их снежными шапками. Маленькие деревца казались снежными холмиками. Улица широкая, белая, чистая, как скатерть, а на ней нет ни одного человека. Все вокруг было в снегу: дома, сараи, собачьи будки… Я такой красоты в жизни больше никогда не видела. Люди просыпались после новогодней ночи, приветствовали друг друга через заборы, удивлялись увиденному.


Перед нами встал вопрос: как добираться домой, когда снег нам почти по пояс? Надо было что-то делать. Впереди ребята прокладывали нам путь, а мы по одному шли по проторенной дорожке, будто плыли, разгребая снег руками. Сначала было интересно, смешно, непривычно. Но потом становилось идти все трудней. Снег попадал в обувь, таял, было очень неприятно. Так мы добрались до центральной улицы Первомайской. Там расстались и пошли каждый своим маршрутом. Дома ведь всех нас ждали родные. Я к своему дому добиралась почти два с половиной часа. Кое-где уже были проложены дорожки. А иногда первопроходцем по снегу была я сама. С большим трудом добралась.

Зима 1953-54 годов в станице Тбилисской.
Зима 1953-54 годов в станице Тбилисской.


Но еще до Нового года мы договорились собраться у нашей одноклассницы, которая жила в районе улицы Свердлова. Однако дорогу к ее дому преграждал канал, а моста в этом районе не было. Чтобы попасть к ней, нужно было дойти до улицы Широкой, а потом по объездной дороге вернуться назад. Чтобы не идти так далеко по глубокому снегу и бездорожью, мы решили перебраться прямо через канал.


Нас собралось всего трое: я, Зоя и Виктор. Конечно, возле канала никаких тропок не было, и мы по пояс в снегу шли к своей цели. Знали, что канал замерз при таких-то морозах. Но не учли, что снега в нем гораздо больше. Первым через канал, естественно, пошел Виктор. Спустившись вниз, он скрылся под снегом с головой. Мы его потеряли из виду, только слышали какие-то звуки и шорохи. Наконец, снег в одном месте приподнялся, и мы увидели его лицо, ниже уровня снега. Он нам сказал, чтобы и мы спускались вниз потихоньку. Сначала даже засомневались, стоит ли нам спускаться в такой глубокий снег. Однако Виктор убедил: не идти же нам так далеко до края Кубани, когда дом одноклассницы почти рядом. Мы согласились.


Сначала в этот снежный «мешок» полезла я. Уже через 3-4 шага оказалась с головой в сугробе. Ничего нигде не видно, солнца над головой нет. Вокруг один снег. Машу руками, ногами, барахтаюсь, пытаюсь разгрести снег. Наконец, увидела свет над головой, обрадовалась. Зову Зою. Она спустилась вниз и тоже исчезла в этой снежной массе. Пока мы там барахтались, совсем потеряли ориентир, куда нужно идти. Сугроб снега выше нашей головы. Знали только, что канал не широкий, где-то близко должен быть другой берег.

Услышали крик Виктора: «Идите сюда, здесь подъем!». С трудом мы вылезли из этого снежного «мешка» и заплакали, не стесняясь слез. До нашей цели оставалось буквально два шага. Как снеговики, мы ввалились в хату. От нас веяло холодом. Конечно, в гостях отогрели, накормили, напоили чаем с чабрецом. Домой мы отправились уже по обходной дороге.

Зима 1953-54 годов в Краснодаре.
Зима 1953-54 годов в Краснодаре.


Потом о нас в школе были разговоры, что мы такие смелые и рискованные, решились перебраться через глубокий сугроб. Многие бы на это не решились.


Хочу также отметить, что всю ту зиму, с небольшими перерывами, дули холодные ветра и трещали морозы. Кругом были большие сугробы. Снегом были завалены улицы и дома, так что почти не видно было окон и дверей. Соседи помогали друг другу, приходили откапывать от снега.


В тот снежный суровый год много погибло скота в колхозах и совхозах. Техники было мало, и не приспособлена она была к таким аномалиям, не могла пробить дорогу на фермы. Потому не было возможности подвести корма для животных. Лошади и быки сами утонули по брюхо в снегу.


Когда у нас была встреча выпускников 30 лет спустя, мы вспоминали о многом и, конечно, о той необычайно суровой зиме.


Алла Косова, город Новокубанск

Зима 1953-54 годов в Новороссийске.
Зима 1953-54 годов в Новороссийске.