Найти тему
Маринкины заморочки

Подводные охотники за китайским фарфором.

Судно «Ройал Кэптен», принадлежащее английской Ост-Индской компании, вышло из порта Гуанчжоу и держит курс на остров Баламбанган у берегов Малайзии.

На этих торговых путях процветала контрабанда. В конце XVIII века Европа активно торговала с Азией. Так, Англия вывозила из Китая до 1500 тонн чая в год.
На этих торговых путях процветала контрабанда. В конце XVIII века Европа активно торговала с Азией. Так, Англия вывозила из Китая до 1500 тонн чая в год.

17 декабря 1773 года. Ночь. Большая часть команды крепко спит, вытянувшись в гамаках в душном и влажном трюме. Внезапный мощный удар выбрасывает их на пол. Корабль наткнулся на риф...
Поднимается суматоха, люди беспорядочно мечутся по палубе. А море между тем спокойно и безмятежно. Коварного рифа не видно. Его вершина находится совсем близко к поверхности, но не выступает из воды.

Уникальная фотосъемка, проводившаяся на глубине нескольких сот метров, позволяет нам увидеть все стадии подъема ценнейшего антикварного груза с корабля "Ройал Кэптен", который затонул у филиппинских берегов более 200 лет назад.
Уникальная фотосъемка, проводившаяся на глубине нескольких сот метров, позволяет нам увидеть все стадии подъема ценнейшего антикварного груза с корабля "Ройал Кэптен", который затонул у филиппинских берегов более 200 лет назад.

На следующий день вода продолжает прибывать, и капитан Эдвард Берроу со своими матросами решает покинуть корабль. Шлюпки спущены на воду, люди забирают с собой бортовой журнал, почту и три ящика с сокровищами, принадлежащими Ост-Индской компании. Эти вещи представляют такую ценность, что их невозможно оставить на тонущем корабле. Все прочие богатства - а вместе с ними три человека, которые со страху мертвецки напились и не могли двигаться, - так и остались в трюмах.

Сквозь акриловое стекло толщиной 13,5 сантиметра команда «Джима» рассматривает дневной «улов». Водолазы перекладывают фарфор в пакеты. Их поднимут и переправят на корабль.
Сквозь акриловое стекло толщиной 13,5 сантиметра команда «Джима» рассматривает дневной «улов». Водолазы перекладывают фарфор в пакеты. Их поднимут и переправят на корабль.

Зима 1999 года. Археолог Франк Годдио наконец достиг того места, где затонул корабль, - к югу от Филиппин, недалеко от острова Палаван. Еще пятнадцать лет назад он узнал о существовании «Ройал Кэптен» и тогда же решил во чтобы то ни стало исследовать обломки корабля, похороненные
на глубине 350 метров под слоем ила и морских отложений. Наконец научно-исследовательское судно “Ocean Voyager” выходит в море.
Оно снаряжено всем необходимым (в том числе подъемным краном), на борту команда из 52 человек. Экспедиция должна продлиться два месяца.

Аппарат помещает фарфоровые предметы в корзину в передней части посадочной платформы. Чтобы ничего не пропустить, археологи разметили и пронумеровали участки палубы.
Аппарат помещает фарфоровые предметы в корзину в передней части посадочной платформы. Чтобы ничего не пропустить, археологи разметили и пронумеровали участки палубы.

Франк Годдио прочел все, так или иначе касающееся судна «Ройал Кэптен», и знает, что оно было построено из дуба, что его грузоподъемность составляла 846 тонн, а в длину оно насчитывало 143 фута; на судне было три мачты, оно имело на вооружении 26 пушек. А благодаря спасенному от гибели бортовому журналу можно было с точностью восстановить маршрут следования корабля. Годдио уже не в первый раз отправляется на место этого кораблекрушения. Когда он был здесь в 1984 году, на дне были обнаружены якорь и пушки. В 1995 году было определено местонахождение самого корабля, но как туда добраться?

Погружаясь в бездну, «Ройал Кэптен» зацепился за карниз рифа и повис на 350-метровой глубине. Итак, имеется отвесная километровая скала, уходящая в подводный мрак, и на ней - единственный выступ, на котором и предстоит вести поиски. Игра течений делает задачу еще более опасной. Но столь сложная ситуация только усилила азарт Франка Годдио. Благодаря помощи спонсоров в распоряжении Годдио оказались уникальные подводные аппараты «Жюль» и «Джим», в которых может находиться человек.

Мощные манипуляторы.
Мощные манипуляторы.

Это две капсулы, сделанные из прозрачной свехпрочной пластмассы и снабженные металлическими «руками». Руки, в свою очередь, заканчиваются специальными «клешнями», настолько маневренными, что с их помощью можно захватывать мельчайшие предметы.

Этот аппарат был сконструирован в 1994 году Грэмом Хоуксом.
Этот аппарат был сконструирован в 1994 году Грэмом Хоуксом.

Глубина погружения - 1000 метров. При погружении на 4000 метров кабина разрушается. Предельная масса дополнительного груза - 280 кг., средняя скорость - 1 узел в час, максимальная - 2 узла в час. Запаса кислорода хватает на 40 часов. Мощность двигателя - две лошадиные силы. Продолжительность работы аккумуляторов - 6 часов. Масса аппарата в надводном состоянии - 5 тонн.

  1. Акриловая сфера с местами для пилота и наблюдателя.
  2. Джойстик для управления движением.
  3. Джойстики для управления манипуляторами.
  4. Бортовой компьютер на жидких кристаллах.
  5. Клешни-манипуляторы для захвата мелких предметов.
  6. Люк, через который человек попадает внутрь сферы.
  7. Лыжи с дренажными отверстиями для слива воды.
  8. Баллоны со сжатым воздухом для продувки балластных танков.
  9. Аккумуляторные батареи повышенной емкости.
  10. Люк обслуживания для доступа к балластным танкам.
  11. Трастеры для горизонтального и вертикального движения.
  12. Поднос для сбора подводных образцов.


Когда Франк Годдио рассказывает о возможностях «Жюля» и «Джима», у него горят глаза. По образованию он инженер, но морскими исследованиями увлечен с детства. Его кумиром был дед, капитан дальнего плавания, который нашел смерть в открытом море. Франк читал книги об истории и археологии, увлекался парусным спортом, но его мечта поступить в мореходное училище так и не сбылась. Тем не менее к 53 годам Годдио успел принять участие в изучении затонувших судов вблизи каждого из шести континентов. Но более всего его привлекал Дальний Восток, где он исследовал обломки испанских галеонов, которые, как и «Ройал Кэптен», везли чай и фарфор.

Для подъема тяжелых грузов команда Годдио соорудила подводный лифт.
Для подъема тяжелых грузов команда Годдио соорудила подводный лифт.

Крушение, постигшее английское судно, стало финалом истории, которая началась в 1761 году. Чтобы не платить грабительских пошлин в китайскую казну, британское правительство основало собственное торговое представительство для покупки китайских товаров.
Англичане напрямую покупали товары с китайских торговых судов, приплывавших на остров Баламбанган, оплачивая лишь доставку.
Остров был удобен для торговли, но плохо защищен.

Первый этап: на поверхности воды устанавливают буй с резиновыми шарами.
Первый этап: на поверхности воды устанавливают буй с резиновыми шарами.
Второй этап: к нижней части буя водолазы прикрепляют лебедку с тросом.
Второй этап: к нижней части буя водолазы прикрепляют лебедку с тросом.
Третий этап: рама с гиря ми весом 2,5 тонны привязана к тросу и выполняет роль балласта. Когда его отвяжут, это место займет ящик с грузом.
Третий этап: рама с гиря ми весом 2,5 тонны привязана к тросу и выполняет роль балласта. Когда его отвяжут, это место займет ящик с грузом.

Вскоре после гибели судна «Ройал Кэптен» на английскую торговую миссию напали пираты, а в 1775 году она была целиком разграблена.
Более двух столетий спустя Франк Годдио и его команда подняла с борта
судна почти две тысячи ценных предметов. Кроме официального, «Ройал Кэптен» вез частный груз, и здесь были по-настоящему ценные вещи: многие офицеры вкладывали немалые средства в собственную торговлю. На пожелтевших от времени страницах бортового журнала можно разобрать лаконичную и отчаянную запись:
«Я потерял все мое состояние». Двести лет спустя оно предстает взору восхищенных археологов.