Найти в Дзене

Итоговое сочинение. Разбираем темы. Статья 3

Сегодня – о тех темах, что вызвали у вас затруднения, по которым у вас возникли вопросы 1. Добро и зло Почему говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями? Для начала надо разобраться со смыслом самого этого выражения. Обратимся к Википедии: «Обычно эта фраза толкуется так, что ошибочные действия или действия с дурными последствиями зачастую предпринимаются, исходя из добрых намерений: добрые намерения, будучи реализованы, могут привести к непреднамеренным последствиям». Несколько иначе можно трактовать эту фразу с точки зрения православия: «Фраза английского писателя Сэмюела Джонсона изначально звучит как: «Ад вымощен добрыми намерениями». Смысл ее в том, что добрых намерений и желаний недостаточно для того, чтобы попасть в рай» (протоиерей Михаил Самохин). И.А. Гончаров «Обломов». Штольц и Обломов. Помощь Штольца с детства приучила Обломова подчиняться обстоятельствам, плыть по течению, ничего не делая Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Идя на преступление, Раскол

Сегодня – о тех темах, что вызвали у вас затруднения, по которым у вас возникли вопросы

1. Добро и зло

Почему говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями?

Для начала надо разобраться со смыслом самого этого выражения. Обратимся к Википедии:

«Обычно эта фраза толкуется так, что ошибочные действия или действия с дурными последствиями зачастую предпринимаются, исходя из добрых намерений: добрые намерения, будучи реализованы, могут привести к непреднамеренным последствиям».

Несколько иначе можно трактовать эту фразу с точки зрения православия:

«Фраза английского писателя Сэмюела Джонсона изначально звучит как: «Ад вымощен добрыми намерениями». Смысл ее в том, что добрых намерений и желаний недостаточно для того, чтобы попасть в рай» (протоиерей Михаил Самохин).

И.А. Гончаров «Обломов». Штольц и Обломов. Помощь Штольца с детства приучила Обломова подчиняться обстоятельствам, плыть по течению, ничего не делая

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Идя на преступление, Раскольников хотел помочь всем «униженным и оскорбленным». Украденные у старухи-процентщицы деньги он хотел раздать нуждающимся.  Что из этого вышло – мы прекрасно знаем: он не сумел воспользоваться деньгами, сразу спрятав их.

Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Фанатично верящая в бога Лидия Ивановна, приятельница семьи Вронских, вмешивается в отношения героев и делает только хуже.

Верно ли утверждение: если человек не служит добру, то он помогает злу?

Как понять выражение «служить добру»? По всей вероятности - творить добрые или злые дела. Значит, если мы равнодушны ко всему, не помогаем никому, не заботимся о более слабых, не занимаемся благотворительностью, то есть просто живем в свое удовольствие, не вмешиваясь в творящиеся вокруг нас бесчинства, мы способствуем процветанию зла.

Помните мысль А.П. Чехова о молоточке, который должен напоминать нам о бедах других?

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».

Чтобы зло не процветало, надо быть делать добрые дела. Но, с другой стороны, не всегда наши добрые помыслы приносят это самое добро. Как не вспомнить здесь Пьера Безухова, который все делал верно: в деревнях строил школы и лечебницы для крестьян, но в силу своего характера не мог жестко контролировать приказчика, и часть денег тратилась впустую или ее присваивал нечестный управляющий.

Список произведений

А. Платонов «Юшка»

А.П. Чехов Рассказы

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2. Как понять высказывание: "Пока живу – надеюсь"

Определимся для начала с понятием «надежда». Это обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для него; это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения.

Именно надежда позволяет нам не отчаиваться в сложных жизненных ситуациях, находить выход. При этом надежда напрямую связана с оптимистическим взглядом на жизнь, отсюда и выражение «пока живу – надеюсь». Стоит только опустить руки, перестать сопротивляться невзгодам – и мы потеряем смысл существования, нам незачем будет жить.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

А.С. Грин «Вокруг света», «Алые паруса»

О. Генри «Последний лист». Небольшой по объему рассказ американского писателя – удачный пример для любой темы, связанный с понятием «надежда» или «отчаяние». На нашем канале есть анализ – посмотрите.

3. Почему важно мудро распоряжаться своим временем

Как часто вы слышали сетования, что не хватает на что-то времени. Цейтнот, несмотря на то что техника освобождает человека от рутинных обязанностей – мытье посуды, уборка в доме, стирка, - сопровождает нас буквально с детских лет. Почему же важно мудро распоряжаться своим временем? И как понять – «мудро» распоряжаться?

Ценить каждый миг, не заниматься глупыми делами, не проводить весь день праздно, но в тоже время находить минуту и на отдых, чтобы полюбоваться природой, сходить в музей или театр, почитать книгу.

О том, как надо ценить свое время, размышляли многие «мудрые» люди. Мейсон Карри, например, написал книгу, в которой собрал вместе интересные сведения о режиме дня великих людей (М. Карри «Режим гения»). Ссылка на статью по произведению здесь.

Из художественных книг лучше всего подойдет роман И.А. Гончарова «Обломов». Можно сопоставить отношение ко времени Обломова и Штольца, их жизненные цели и реализацию этих целей.

4. Как богата Россия хорошими людьми!

Название темы – это цитата из письма А.П. Чехова сестре: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми. Если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, и если бы не чиновники, развращающие крестьян и ссыльных, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землей».

Что значит «хорошие» люди? Если определимся с этим вопросом, то и понятно будет, о чем писать.

Хороший человек – тот, кто заботится в первую очередь о других, живет не только (и не столько!) ради себя. Хорошим аргументом будет герой Платонова Юшка (рассказ так и называется), который заботился о чужом ребенке. Лидия Михайловна (героиня повести В. Распутина «Уроки французского»), которая благополучие ученика поставила выше собственной карьеры.

5. Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?

Ф.М. Достоевский в одном из лучших романов высказал мысль, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Действительно, дети – это будущее, это лучшее, что есть в нас самих и в мире, поэтому их счастье – это цель и семьи, и государства. Многие писатели ребенка, его положение делают мерилом ценности общества. Если ребенок несчастлив – общество недостойно на существование. Если в конце произведения ребенок погибает, вместе с ним будто погибает и надежда на будущее. В этом плане важно, например, то, что в финале антиутопии Е. Замятина «Мы» из всех героев спасается только О-90, которая ждет ребенка: ей удается выйти за пределы Единого Государства. Значит, и у нее, и у будущего людей есть надежда на что-то хорошее.

Русская литература теме детства уделяет немало внимания, вскрывая недостатки общества, в котором дети вынуждены жить в развалинах старого замка и питаться тем, что воруют они или их родители (В. Короленко «В дурном обществе»); работать наряду со взрослыми, да еще и терпеть побои (Л. Андреев «Петька на даче»); оказаться в рождество на елке в богатой семье и поверить в возможность лучшего, получив в подарок ангелочка из воска, но лишиться этой надежды (Л. Андреев «Ангелочек».

Не может быть здоровым общество, в котором дети несчастны.

6. Чем читательский опыт отличается от жизненного?

Читательский опыт – это опыт человека, который читает – вдумчиво, анализируя поступки героев, делая для себя выводы, как надо или не надо поступать, то есть «учится на чужих ошибках». Правильно ли поступает Онегин, когда не отказывается от дуэли прямо, а пытается избежать ее, предпринимая незначительные шаги: опаздывает, в секунданты берет слугу? К чему привела боязнь «общественного мнения»? К убийству.

Правильно поступает Печорин по отношению к Бэле или княжне Мери?

Каким положительным деяниям может нас научить Гринев? Держать слово, быть верным присяге, отдавать долги.

Таких примеров можно привести много.

А что значит «жизненный опыт»? То, что пережили мы сами. Может быть, собственные «шишки» болезненные и поэтому послужат лучшим уроком (вспомните, например, как вам аукнулся обман учителя или мамы), однако умный человек все-таки предпочтет принимать правильные решения, опираясь на чужой опыт.