В конце 1960-х годов среди остатков снесённых древних зданий Московского Кремля были обнаружены обломки белокаменной скульптурной композиции XV века, изображавшей святого Георгия-змееборца. Этот образ на протяжении многих веков был гербом Москвы и Московского государства.
Существует и письменное свидетельство создания скульптуры - запись в Ермолинской летописи:
«Въ лъто 6972 (1464)... мъсяца июля 15, поставленъ бысть святыи великии мученикъ Георгии на воротехъ на Фроловскихъ, ръзанъ на камени, а нарядомъ Васильевымъ Дмитриева сына Ермолина».
Началось всё с Ивана III, который выбрал своим покровителем святого Георгия. Во время его княжения начались ремонтные работы изрядно обветшавшего Московского Кремля и на Фроловской (с 1658 года Спасской) башне со стороны будущей Красной площади, была установлена белокаменная скульптура святого Георгия как оберег города и символ возрождения российского государства. Аналогичное изображение Святого Георгия в этот период чеканится на монетах, появляется на княжеских печатях.
При первоначальной установке на главной башне Кремля эта 3-х метровая композиция имела вид своеобразного скульптурного медальона, обрамление которого ныне утрачено, она задумывалась как приставная к стене. Статуя была изготовлена из нескольких блоков, которые соединялись на известковом растворе, в технике, известной в древнерусской архитектуре и каменной резьбе. В дальнейшем скульптура претерпела значительные композиционные и стилистические искажения из-за многократных циклов повреждений и восстановлений. Белокаменная резьба оказалась скрыта под многочисленными замазками из бетона, извести, гипса, масляной краски, толстыми швами склеек и покрасок (одна голова всадника склеена почти из трёх десятков мелких фрагментов).
В процессе реконструкции реставраторы пришли к выводу, что скульптура была изваяна итальянским (скорее всего венецианским) мастером из белокаменных блоков, заготовленных русскими камнесечцами. Об этом говорят сложное композиционное решение, а главное стилистика и характер обработки поверхности, свидетельствующий о применении еще неизвестных в те годы в Московии инструментов. Кроме, того для венецианской культуры того периода характерны рельефные изображения св. Георгия на стенах и арках.
Кстати, на канонических иконах святого Георгия изображали в древнеримском одеянии, рыцарские доспехи в образе появились во время крестовых походов для противопоставления византийским иконам.
В 1491 году при строительстве новых стен и башен Московского Кремля скульптуру перенесли и установили «внутри града на высоком открытом месте». В 1527 году около Фроловской башни соорудили церковь св. Георгия и статуя стала её храмовым образом. В 1808 году в связи с разборкой обветшавшей церкви св. Георгия скульптуру перенесли в церковь Михаила Малеина Вознесенского монастыря.
В 1929 при уничтожении Вознесенского и Чудова монастырей Московского Кремля скульптура была демонтирована и её фрагменты перенесены в Мироварную палату. В 1940 году бюст всадника был передан на хранение в Государственную Третьяковскую галерею. Несколько фрагментов, найденных в 1960-х, хранятся в музеях Кремля.
Ныне разрушенные постройки Чудова монастыря и внутреннее устройство Курантов Спасской башни можно увидеть в режиме дополненной реальности с помощью нашего мобильного приложения AR.Mos http://ar.moscow/.
История всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки, держащей смартфон.
Подробнее о том, как пользоваться приложением можно узнать здесь:
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #архитектура #история #москва #кремль