Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил о планируемых реформах в системе школьного образования. Так, Минпросвещения собирается установить единый стандарт формы для российских школьников. Доцент РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат социологических наук Альбина Бесчасная рассказала «МИР24» о плюсах и минусах введения единой школьной формы.
По словам эксперта, введение школьной формы не так страшно, как сама реализация этой идеи:
«Единая школьная форма – это визуальная демонстрация того, что внутри организации существует определённый порядок и конкретные ценности. А сотрудники и школьники соглашаются с этим порядком».
Тем не менее, по мнению специалиста, введение единой школьной формы по всей России – свидетельство перегиба:
«В условиях общества, в котором уважается индивидуальность, где мы с вами стремимся к тому, чтобы дети проявляли себя во многих формах деятельности, единообразие будет притуплять чисто на психологическом уровне возможность самовыражения детей», – сообщила Альбина Бесчасная.
В этой связи социолог добавила, что школам нужно давать возможность проявлять конкуренцию, в том числе и в моделировании, дизайне, создании собственного "лица" при создании школьных форм.
По словам Бесчасной, скорее всего школьная форма будет представлять собой некий эконом-вариант, поскольку должна быть доступна всем слоям населения:
«Школьная форма, одинаково доступная для всех, будет, вероятно, не высокого качества. Родители современных школьников – это молодые люди, которые воспитались в тот период, когда вообще практически не было никаких требований к школьной форме. То есть эти родители одевались максимально свободно, исходя их собственных желаний. Не исключаю, что будет большое сопротивление по поводу введения школьных форм со стороны родителей».
Существует мнение, что школьная форма – маркер единой идеологии. Однако, как заметила эксперт, если школы будут отличаться школьными формами между собой, то страх возникновения авторитарного режима – беспочвенный.
«Свобода ведь не в том, во что человек одет, а в том, как он думает и мыслит. Никто не запрещает, даже одеваясь одинаково, иметь собственные мысли в соответствии с традиционными общечеловеческими ценностями. Здесь уже важна работа учителя, чтобы в этом единообразии из каждого ребенка сформировать личность», – резюмировала доцент Альбина Бесчасная.