Найти тему
Владимир Гордеев

Доки Нью-Йорка (1928, США, драма): Последний шедевр эпохи немого кино

Один из наиболее известных фильмов Йозефа фон Штернберга, фильм, прочно вошедший в историю американского кино за счет своих художественных достоинств и необычного антуража.

1928-й год стал последним годом немого кино в Голливуде. Многие зрители, режиссеры, сценаристы, а также актеры, привыкшие заменять слово жестом… все они, глядучи картину фон Штернберга и другие выдающиеся картины ("Ящик Пандоры", "Страсти Жанны Д’Арк", "Толпу"), одновременно с тревогою заглядывали в будущее, – как-то оно сложится? И только владельцы киностудий не волновались, потому как знали все наперед.

Американские критики отмечают, что в свои последние годы "великий немой" выдавал шедевры нагора. И, как это часто бывает (об этом мы знаем из кинофильма "Бегущий по лезвию") свеча, которая ярко горит, сгорает очень быстро. Вот и "великий немой" сгорел дотла, оставив копаться в пепле и прахе лишь ретрограда Чарльза Спенсера Чаплина.

Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)
Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)

Фильм Штернберга начинается панорамой нью-йоркского порта. Серые воды, застывшие краны. Хмурые небоскребы тают в дымке. Падает якорь, летят брызги. Звучит закадровая музыка. Первые кадры настраивают на серьезный лад. Кажется, что сейчас тебе покажут производственную драму о жизни докеров, матросов, портовых шлюх, прибывающих эмигрантов и прочего разнообразного морского и прибрежного люда. Ценность подобного кинофильма возрастает за счет его древности, – пусть даже в то время не существовало неореализма.

Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)
Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)

Дальнейшие кадры лишь укрепляют во мнении, что перед тобой – производственная драма. Показывается котельная. Адская рутинная работа: грязные как черти истопники беспрестанно швыряют в топки уголь. Капитан дает команду: "Стоп мотор!"

Истопники переводят дух, вытирают потные физиономии грязными платками и тряпками, закуривают. Скапливаются перед стеной, где грубо нарисованы мелками нехитрые радости, которые можно словить на берегу: пиво, женщины, мама (эти "граффити" – шикарная кинематографическая деталь).

Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)
Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)

Спускается боцман и сообщает, что судно стоит лишь одну ночь, завтра утром все должны быть на месте. И не нажираться! Кто нажрется – отпахает две смены подряд.

"Он думает, мы на берегу будем в камушки играть", – с сарказмом говорит товарищам один истопник.

Основное действие фильма происходит в портовом кабаке (на втором этаже которого находятся меблированные комнаты весьма жалкого вида – тоже важная локация).

Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)
Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)

В центре сюжета – здоровенный амбал-истопник Билл Робертс. Его играет Джордж Бэнкрофт, которого Йозеф фон Штернберг прославил в своем первом серьезном фильме "Подполье", вышедшим годом ранее.

Люди в кабаке нажираются, дерутся, танцуют… одним словом, развлекаются как умеют. Билл от них не отстает, а точнее говоря, буйно скачет впереди на белом коне. Но потом фильм резко меняет свой, так сказать, модус и из производственно-бытовой драмы превращается в мелодраму. И этого следовало ожидать, – все-таки Штернберг отрабатывал свой хлеб.

Билл прогуливается с приятелем по пристани и вдруг видит тонущую девушку, – несколько секунд назад эта хрупкая белокурая девушка бросилась в воду из-за отвращения к жизни. Разумеется, он спасает ее. Оказывается, у неотесанного сорокалетнего истопника-здоровяка с огромными руками, широкой циничной ухмылкой на лице, словно вырубленном топором, еще не слишком огрубело сердце.

Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)
Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)

Впрочем, это еще вопрос, насколько его сердце нежно. Именно этот вопрос становится основополагающим, краеугольным камнем незамысловатого, но изящного сюжета. Потому что у мужика впереди – всего лишь одна ночь, и он желает основательно поразвлечься перед тем, как вернуться в котельный ад. На данный момент больше всего ему хочется бабу.

Фильм красиво снят. В нем чудесный туман: ровный, густой, влажный. Как настоящий, только лучше. В нем отличное утро: сырая убогая комнатенка, голуби за окном, люди бросают на пол хобарики, испытывают разочарование и стыд.

Оценка: 8,5 из 10.

Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)
Кадр из фильма "Доки Нью-Йорка" (1928)

Режиссер: Йозеф фон Штернберг.
Сценарий: Жюль Фуртман, Джулиан Джонсон (сюжет инспирирован рассказом Джона Монка Саундерса "Портовый громила"),
Оператор: Харольд Россон,
Продюсеры: Дж.Дж. Бахманн, Йозеф фон Штернберг.

В главных ролях: Джордж Бэнкрофт, Бетти Компсон.
В ролях: Ольга Бакланова, Клайд Кук, Митчел Льюис, Густав фон Сайффертиц.