Найти в Дзене

"100 лет прошло, а бардак все тот же". Уроки мобилизации в воспоминаниях генерала Лукомского

Оглавление

Генерал Лукомский – настоящий русский офицер, тяжело переживавший проблемы русской армии. В 1914 г. во многом благодаря именно ему Россия успешно (не без серьезных проблем, конечно) провела всеобщую мобилизацию. Без его усилий избежать тотальной катастрофы в самом начале войны было бы точно невозможно.

Ознакомьтесь с его воспоминаниям о подготовке России к Первой мировой. Параллели проведем в конце.

P.S. Статья получилась объемная, но интересная. Дочитайте до конца. Хотелось бы услышать по итогу ваше мнение.

О трудностях мобилизации

В конце XIX века все толковые русские генералы предрекали войну с Германией и буквально заваливали военное ведомство письмами с просьбой как можно скорее разобрать "авгиевы конюшни" в войсках. Лукомский вспоминал:

Известный всем генерал Драгомиров в отчетах писал: "Мобилизационные мероприятия в стране не налажены. Главная проблема – неотлаженная работа гражданских администраций по быстрому сбору в пунктах чинов, лошадей и подводов. Если военное министерство не обратит на армию должного внимания, то мобилизация в условиях войны пройдет ужасающе скверно, а армия не будет укомплектована в срок".
"Драгомиров настаивал на ежегодном проведении "опытной" мобилизации для отлаживания процессов. Да, на учения потребовались бы деньги. Но это единственный способ поставить на высоту сам процесс и быть уверенным в том, что в случае необходимости, мобилизация будет проведена в намеченные сроки".

Идею Драгомирова поддержали в Генштабе. Началась ее реализация. И во время первой же тренировки, система столкнулась с преступной халатностью чиновников. Лукомский пишет:

-2
"Как же Драгомиров был прав со своей идей... Первая же опытная мобилизация пошла комом. Она проводилась в строжайшем секрете. Главный принцип – неожиданность для военных на местах. Но что вы думаете. Кто-то спущенный сверху секретный приказ разгласил. Все это показало, что мелкие администраторы радеют не за общее дело, а за собственное благополучие".

А позже и вовсе выяснилось, что в полной боевой готовности находились только два парка – в Киевском и Варшавском военных округах.

Представьте себе... Все остальные были далеко от этого. Их полная боевая готовность достигалась только через 300-350 дней со дня объявления мобилизации, т.е почти через год.

Про очередное вранье

Будучи начальником мобилизационного отдела, Лукомский стал разбираться с укомплектованием войск снарядами и выяснил:

Количество снарядов на складах не соответствовало средствам, затраченным на их приобретение.

Он сразу же докладывает об этом главе военного ведомства. С помощником министра генералом Поливановым произошел крайне неприятный разговор:

Поливанов: "Как это вы посмели ваш доклад направить мимо меня".
Лукомский: "Доклад я представил через начальника Генштаба, так как подчиняюсь ему, а не вам. Упрекнуть меня можно только в том, что все это время я верил сведениям, которые поступали из главных управлений".
Поливанов: Вообще.Тон вашего доклада непозволительно резкий. И вы абсолютно незаслуженно обидели нашего индентента – генерала Шуваева. Чуть до слез старика не довели. Министр лично поручил мне разобраться с этим вопросом. А вам должно быть известно, что я ответственен за пополнение всех запасов и странно слышать, что будто бы никакого плана пополнения нет.
Лукомский: Я абсолютно в этом убежден

На следующий день Лукомский сидел в кабинете Поливанова вместе с другими генералами. Обсуждался вчерашний разговор. Поливанов заявил, что представленный Лукомским доклад поразил и его, и военного министра, так как он резко расходится с отчетами начальников главных управлений. Лукомский говорил:

-3
"Я еще раз подтвердил, что данные по запасам, представленные начальником артиллерийского управления, в корне неверны. У меня были данные от начальников военных округов – непосредственно с мест. Опровергнуть их оппоненты не смогли. Не смогли они и объяснить, как получилась такая чудовищная разница в данных. В общем я оказался прав, а Поливанов наговорил им всяких неприятностей."

Теперь представьте, что было бы с армией, если бы Лукомский не вскрыл это вранье?

Каков итог? Сразу вспоминается фраза, в которой чувствуется желание снять с себя ответственность:

"А что военкоматы? Мы их 30 лет не проверяли, отсюда такие сложности".

В который раз я убеждаюсь, что историю страны наши власти не только не знают, но даже и не пытаются изучать. Опытная мобилизация проводилась в царские времена. Да, вскрывались проблемы – но их решали. Что мешало нам проводить такие же учения? Вопрос открытый.

Ошибиться можно один раз, но если та же ошибка появляется из раза в раз – это уже система сродни глупости. Что думаете?