Минувшее столетие подарило миру двадцать женщин-фотографов, ставших легендами
Одну из первых строчек в этом великолепном списке занимает американка Маргарет Берк-Уайт, которую во всем мире считают пионером фотожурналистики.
С того самого момента как была изобретена фотография, как-то сразу сложилось, что этим видом искусства занимались в основном мужчины. Однако в каждом правиле есть исключения, и со временем немало женщин сумели вклиниться в прежде сугубо мужскую сферу деятельности и вписать золотыми буквами свои имена в историю фотографии.
Имя Маргарет Берк-Уайт символизирует направление «swashbuckling», которое переводится как «приключенческий журнализм». В 26 лет она стала первой иностранной женщиной-журналисткой, которой разрешили поработать в Советском Союзе. В результате на свет появилась серия фотоснимков о Стране Советов, значимая часть которых была посвящена «любимому детищу» Сталина – Магнитке.
Маргарет Берк-Уайт родилась в 1904 году в Бронксе. Фотография интересовала её с детства, и отец, видя интерес дочери, всячески поддерживал это увлечение. В 1927 году, окончив университет и получив диплом бакалавра, Маргарет открыла свою студию, занявшись съёмкой и продажей снимков индустриальных зданий и промышленных объектов. Выбор тематики был весьма и весьма специфичный даже для мужчины-фотографа. Так что Маргарет пришлось проявить свой характер для того, чтобы сделать себе имя. Первое время женщину, желающую снять процесс выплавки стали в горячем цехе фирмы «Оtis», не хотели пропускать даже на территорию завода, не говоря уже о самом цехе – по соображениям безопасности и просто из-за предубеждения, что женщина не может быть фотографом. Маргарет не только преодолела эти трудности, но и придумала, как на чёрно-белой плёнке, чувствительной только к синему цвету, запечатлеть вспышки огненно-красных тонов. После этого её фотографии заметили.
В 1930 году Маргарет Берк-Уайт стала первой иностранной фотожурналисткой, которую впустили для работы в Советский Союз. Она снимала городскую и сельскую жизнь, архитектуру, природу, быт, словом, всё то, что могло бы заинтересовать западного читателя. Жизнь в СССР в то время была загадкой, и Маргарет посредством своих работ пыталась хотя бы немного приподнять завесу этой таинственности.
Маргарет Берк-Уайт первой из иностранных фотографов разрешили побывать на промышленных стройках СССР.
В 1931 году она оказалась на Магнитострое. Сделанные ею тогда снимки на протяжении вот уже более чем 85 лет вызывают интерес у историков, краеведов, журналистов и обычных людей, изучающих прошлое своего города и страны. Когда Маргарет возвратилась в США, она включила эти фотографии в свою книгу «Eyes on Russia», изданную в 1931 году, благодаря чему Магнитострой и его героев увидел весь прогрессивный мир. Как отмечали современники, Маргарет всегда снимала так, чтобы каждый кадр отражал её личное отношение к происходящему. Она была невероятно проницательна и умела передавать в снимках живые эмоции. Как говорила сама Маргарет, камера была для неё спасением, барьером между ней и реальностью.
В 1936 году Маргарет Берк-Уайт пригласили работать в журнал «LIFE», и она стала самой первой женщиной-фоторепортёром в истории этого издания. Её фотография украсила обложку самого первого выпуска. В 1941 году Берк-Уайт вновь приезжает в Советский Союз. Именно её снимки рассказали о самых первых днях войны. Как и в 30-е годы, она стала единственной иностранной фотожурналисткой, которой позволено было остаться в стране. В это время она делает серию уникальных фотографий, посвящённых Иосифу Сталину и его родным. Начало было положено ещё в 1931 году в Тифлисе, продолжением стали съёмки в июле-августе 1941 года, проходившие непосредственно в Кремле, в кабинете «отца всех народов».
В её профессиональной биографии слово «первая» встречается чаще всего. В годы Второй мировой войны Маргарет Берк-Уайт стала первой женщиной–военным корреспондентом и первой женщиной, которой разрешили работать непосредственно в зоне боевых действий. Ей не раз приходилось рисковать своей жизнью, освещая события в Африке, Италии и Германии. Она делала снимки под огнём и во время жесточайших боёв. Нередко Маргарет чудом удавалось избежать гибели. Сотрудники «LIFE» даже прозвали её Магги Неуничтожимая. Весной 1945 года Берк-Уайт отправилась в Германию. В этот период она побывала в концентрационном лагере Бухенвальд. Тогда только камера и была той единственной защитой от ужаса, который испытала Маргарет в стенах лагеря смерти.
После войны были репортажи из южной Африки, Индии, Кореи, Японии. Вскоре после возвращения из Кореи у Маргарет проявились признаки болезни Паркинсона. С этим заболеванием она боролась до конца жизни. 27 августа 1971 года Маргарет Берк-Уайт умерла в своём доме в Коннектикуте.
Сегодня её фотографии – это история, история мира и история отдельных личностей в мире. Работы Маргарет Берк-Уайт хранятся в исторических музеях США и Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, в частных коллекциях по всему миру, в фондах российских музеев… и в домашних архивах магнитогорцев.
Автор: Андрей Юрьев
Фото: из открытых интернет-источников