Что бы вы ответили на вопрос о том, какой у вас самый любимый приключенческий роман? Вероятно, многие сразу назвали бы книгу «Три мушкетёра».
Сложно не любить этот роман! Харизматичные герои, дружба, взаимопомощь, отвага, захватывающие приключения, политические интриги, любовь, немного юмора и, конечно же, прекрасно переданный колорит Франции первой половины XVII века… Всё это и многое другое есть в произведении Александра Дюма (1802-1870 гг.), со дня рождения которого этим летом исполнилось 220 лет.
Дюма родился в семье Марии-Луизы Лабуре и генерала Тома-Александра Дави де ля Пайетри, столь сильного и отважного, что современники слагали легенды о его подвигах.
Интересный факт: бабушка писателя по линии отца, Мария-Сессета Дюма, была чернокожей гаитянской рабыней. Именно от неё Дюма унаследовал кудрявые волосы и свою фамилию.
Александр Дюма прославился благодаря историко-приключенческим романам – их на его счету более 50! На пике карьеры он стал одним из самых читаемых и высокооплачиваемых французских авторов.
Жизнь автора была не менее интересной, чем творчество – ему даже довелось участвовать во Французской революции 1830 года, борьбе за объединение Италии, и побывать в России! В общем, скучать Дюма не приходилось.
Как создавались «Три мушкетёра»? Что ещё из книг автора достойно внимания? Какие экранизации «Трёх мушкетёров» можно назвать лучшими? Об этом и не только вы сейчас узнаете.
Вы уже оседлали коня и надели шляпу? Пора отправляться навстречу приключениям!
1. Несколько слов о написании и издании романа
Как писались и издавались «Три мушкетёра»? Отметим несколько интересных моментов.
Всё началось с того, что в летом 1843 года в марсельской библиотеке Александр Дюма взял книгу Гасьена де Куртиля де Сандра (бывшего мушкетёра, ставшего писателем) «Мемуары господина д'Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров». Хотя это фактически псевдомемуары, содержащие немало вымысла, они повествуют о реально существующем человеке – Шарле Ожье де Батце Кастельморе, графе д'Артаньяне (1613-1673 гг). Кроме того, в них была детально описана обстановка и политическая ситуация во времена кардиналов Ришелье и Мазарини. Именно эта книга легла в основу и дала идею будущей трилогии Дюма о мушкетёрах.
Расскажем чуть подробнее о прообразе д`Артаньяна.
Он родился в 1611 (или 13) году в Гаскони и имел дворянское происхождение по материнской линии (ей же принадлежало родовое имение Артаньян). В 1644 году Кастельмор начал службу в роте королевских мушкетёров у графа де Тревиля и сделал впечатляющую карьеру.
Он добился покровительства кардинала Мазарини, стал доверенным лицом Людовика XIV, командиром мушкетёрской роты и к 1672 году дослужился до звания «полевого маршала» (соответствует современному генерал-майору).
Король очень ценил д`Артаньяна и поручал ему самые непростые дела, снискал мушкетёр также уважение в армии и при дворе. 25 июня 1673 года граф д`Артаньян погиб, штурмуя город Маастрихт.
Теперь сделаем важную поправку – не все об этом знают, но Александр Дюма писал «Три мушкетёра» в соавторстве с писателем и драматургом Огюстом Маке (1813-1888 гг).
Не будем приуменьшать роли Дюма и отметим, что текст написан его живым и слегка ироничным языком, им же соблюдены характеры и психология героев, и благодаря его писательскому дару книга вышла столь захватывающей и интересной. При этом заслуга Маке состоит в том, что он занимался подготовительными работами и придумал ряд сюжетных поворотов в романе.
Вы когда-нибудь задавались вопросом – почему книга называется именно «Три мушкетёра»? Ведь Атос, двое его друзей и д'Артаньян – это уже четыре мушкетёра…
Ответ прост – изначально автор хотел дать произведению совсем иное название: «Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян». Но издатель жёстко раскритиковал этот вариант, назвав его невыносимым. Перечисление имён мушкетёров он счёл похожим на заклинание для вызова Дьявола. В итоге им было предложено назвать роман «Три мушкетёра». Дюма ответил:
«… «Три мушкетёра» так «Три мушкетёра». В этом есть некоторая загадка».
К 1844 году работа над книгой была завершена, и «Три мушкетёра» были изданы. Однако тогда произведение было вовсе не похоже на толстый книжный том, который практически каждый из нас держал в руках… Оно представляло собой роман-фельетон, который издавался по частям в журнале La Siecle – в каждом выпуске по одной главе (в те времена так издавалось большинство приключенческих романов). От этого выигрывали и издатели журнала, получая больше подписчиков и подогревая читательский интерес, и писатели, получая больший гонорар.
Напрашивается аналогия с современными сериалами – парижская публика XIX века ожидала продолжения приключений мушкетёров с таким же нетерпением, как нынешние зрители нового сезона «Игры престолов» или другого популярного сериала!
Интересный факт: при чтении романа можно заметить, что в тексте есть повторы и упоминания о событиях предыдущей главы. Например: «…Как мы уже говорили выше, Д’Артаньян с каждым часом все больше… влюблялся в Миледи». И это вполне логично, ведь при издании текста по частям нужно было напоминать читателю, что происходило в прошлой главе.
На волне успеха «Трёх Мушкетёров» Дюма решил продолжить эту историю. В 1845 году он написал вторую часть – «20 лет спустя», а финальную «Виконт де Бражелон или десять лет спустя» – в 1850 году. Сюжет описывает дальнейшие приключения Д`Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса вплоть до смерти каждого из героев, а события происходят на фоне правления Людовиков XIV и XV и деятельности кардинала Мазарини.
2. Творчество Александра Дюма: романы на любой вкус
Как мы сказали выше, помимо трилогии о мушкетёрах, Дюма написал и множество других книг, в том числе и нетипичных для него. Предлагаем вам поближе познакомиться с некоторыми из этих романов – сейчас вы увидите пёструю палитру творчества автора!
1) «Граф Монте-Кристо» (1846 г.)
Этот роман столь же известен, как и «Три мушкетёра» и считается самым успешным творением писателя.
Сюжет рассказывает о моряке из Марселя – Эдмоне Дантесе. Герою предстоит стать частью любовного треугольника, жертвой политических интриг и оказаться в заточении в неприступной крепости…
Сумеет ли Дантес сбежать из тюрьмы, отомстить обидчикам и восстановить справедливость?
2) «Актея» (1837 г.)
Время действия романа необычно для творчества Дюма – это I век н.э., период правления римского императора Нерона.
Это история об Актее (Клавдии Акте), девушке из Коринфа. Ей было суждено стать любимой женщиной Нерона и надолго пережить своего возлюбленного.
3) Цикл «Записки врача»: романы «Жозеф Бальзамо», Ожерелье королевы», «Анж Питу» и «Графиня де Шарни» (1846-1856 гг.)
Первые два романа рассказывают об авантюрах графа Калиостро и периодах правления Людовиков XV и XVI.
Особый интерес представляют «Анж Питу» и «Графиня де Шарни», где Дюма описывает эпизоды Великой Французской революции с 1789 по 1794 год, делится собственным взглядом на эти события и реалистично воссоздаёт атмосферу тех лет.
4) «Королева Марго» (1845 г.)
«Королева Марго» и два её продолжения («Графиня де Монсоро» и «Сорок пять») повествуют о войнах католиков с гугенотами во второй половине XVI века и периодах правления Генриха III Валуа и Генриха IV Наваррского. Трилогию отличает закрученный сюжет, а большинство её героев – реальные исторические лица.
5) «Ашборнский пастор» (1853 г.)
Этот готический роман с элементами мистики весьма нетипичен для Дюма. Действие происходит в Англии XVIII века, а в центре сюжета пастор Уильям Бемрод. Герой приезжает в Уэльс, где ему предстоит узнать древнюю легенду о призраке дамы в сером и принять участие в зловещих и странных событиях…
Таким разным, но неизменно талантливым автором был Александр Дюма – он, как никто другой, умел заинтересовать и увлечь читателя.
3. «Три мушкетёра» на экране: какие фильмы достойны внимания?
«Три мушкетёра» очень популярны не только у читателей, но и у кинорежиссёров. В общей сложности роман экранизировали более 100 раз!
Интересный факт: первый немой фильм о мушкетёрах был снят в Великобритании 1898 году.
Можно назвать огромное количество разных киноверсий книги Дюма – от максимально близких к оригиналу до комедийных (французские «Четыре мушкетёра» 1974 года), мультипликационных («Пёс в сапогах» 1981 года), вольных интерпретаций («Мушкетёры» 2011 года британского режиссёра П.Андерсона) и вовсе экзотичных вариантов (корейские «Три Мушкетёра» 2014 года).
Мы же остановимся на четырёх масштабных экранизациях, наиболее приближенных к первоисточнику.
1. «Три мушкетёра» (США, 1948 г., реж. Дж.Сидни)
Классическая голливудская версия мушкетёрской истории, снятая выдающимся режиссёром Джорджем Сидни.
Картину отличает зрелищность, звёздный актёрский состав, прекрасные костюмы и хорошо поставленные трюки.
2. «Три мушкетёра» (Италия, Франция, 1961 г., реж. Б.Бордери)
Эту двухсерийную экранизацию можно назвать очень подробной и максимально близкой к тексту Дюма, хотя по игре актёров есть небольшие нарекания.
Фильм был известен и в СССР – в 60-е годы наша страна купила его для проката, а в 70-х и 80-х годах он выходил на видеокассетах.
3. «Три Мушкетёра» (Великобритания, США, Испания, Панама, 1973 г., реж. Р.Лестер)
Картина режиссёра Ричарда Лестера поделена на две части – «Три мушкетёра» и «Четыре мушкетёра: Месть миледи» (1974 г.)
Хотя по сюжету эта версия весьма приближена к книжному оригиналу, но в ней очень много юмора и иронии.
4. «Д`Артаньян и три мушкетёра» (СССР, 1978 г., реж. Г.Юнгвальд-Хилькевич)
Замыкает четвёрку легендарная советская экранизация 1978 года, которую по-прежнему очень любят отечественные зрители.
Пусть в фильме показаны не все подробности сюжета, но сценарий, атмосфера картины, актёры (легендарные М.Боярский, В.Смехов, В.Смирнитский, И.Старыгин, М.Терехова и др.), музыка и песни заслуживают всяческих похвал!
Нет смысла пытаться выбрать лучшую экранизацию «Трёх мушкетёров». Все они по-своему хороши и имеет недостатки, каждая из них обязательно придётся кому-то по вкусу.
В 2023 году выйдет новый французский фильм по мотивам романа Дюма режиссёра М. Бурбулона – войдёт ли он в список лучших экранизаций или разочарует зрителя, покажет время…
Как бы то ни было, «Три мушкетёра» и сегодня, спустя 178 лет с момента написания, вызывают большой интерес – роман по-прежнему хотят читать и экранизировать. Александру Дюма удалось не только написать «вечную» книгу, но и оставить большой след в сердцах читателей.
Закончить хочется словами о писателе его современника, великого Виктора Гюго:
«Дюма своими книгами оздоровлял и облагораживал умы каким-то радостным и бодрящим светом».