Ну, послушать тем, кто ещё не слышал, разумеется. Думаю, кто хотя бы один раз послушал, крутили потом уже не раз. Состав Mark II - очевидно самая известная версия DEEP PURPLE, но кое-что из их материала осталось забытым.
В этом составе ими написаны и записаны такие песни, как Child in Time, Smoke on the Water и Lazy. Иэн Гиллан, Ричи Блэкмор, Джон Лорд, Роджер Гловер и Иэн Пэйс по праву вошли в историю рока как отцы-основатели хард-рока и, конечно же, как самое известное воплощение DEEP PURPLE.
И несмотря на то, что MкII выпустили относительно скромное количество студийного материала: 4 LP в славное время 70-73 годов и еще 3 во время последующих двух воссоединений, изрядная часть их бэк-каталога остается в тени нескольких песен, которые были упомянуты выше.
Стряхнем пыль с некоторых забытых песен звездного состава и уделим им то внимание, которого заслуживают.
1. Concerto for Group and Orchestra
Альбом: Concerto for Group and Orchestra - 1969 год
Великолепнейший пример соединения рока и классической музыки, возможно, является одним из самых недооцененных из всех, что когда-либо записывали DEEP PURPLЕ, особенно учитывая его важность как для самой группы, так и для более широкой истории рока в целом. Он абсолютно точно должен быть в этом списке, хотя и представляет собой целый концертный альбом, а не одну студийную песню.
Именно Concerto стал первым концертным альбомом DEEP PURPLE, одним из первых случаев, когда рок-группа с симфоническим оркестром была записана на пленку, и первым альбомом PURPLЕ, в котором участвовали Иэн Гиллан и Роджер Гловер. Возможно, присутствие вокалиста в контексте оркестровой классической музыки может показаться излишним, но Гиллан сходу придумал слова и вокальную линию для Concerto и старательно спел во время выступления.
Вдобавок ко всему, Concerto был написан Джоном Лордом и прозвучал в лондонском Королевском Альберт-Холле вместе с Королевским филармоническим оркестром.
Помимо самой Concerto, оригинальное исполнение включало несколько песен DEEP PURPLE, в том числе мегахит эпохи Рода Эванса Hush, Wring That Neck из альбома Book of Taliesyn 1968 года и раннюю версию Child In Time, которая к тому моменту уже была написана. Трёх этих треков нет в оригинальном релизе, но они были включены в переиздание 2002 года.
2. Bloodsucker
Альбом: Deep Purple in Rock - 1970 год
На следующий год после Concerto группа записала первый свой студийный альбом с Иэном Гилланом и Роджером Гловером - Deep Purple in Rock. Именно на этом, четвертом студийном LP PURPLЕ, появилась наконец Child in Time, да и сам альбом с тех пор стал краеугольным камнем хард-рока-хэви-метал, так что его вряд ли можно считать недооцененным.
При всем при том, большинство слушателей, само собой, хорошо помнят Child in Time и Speed King, которая с этого момента стала открывающей концерты песней - до появления Highway Star через пару лет, и Into The Fire, также застолбившую себе место в живых шоу группы.
Остальной же очень достойный материал частенько упускается из виду.
Любую другую песню, в которой Гиллан не надрывается с криком целую минуту, можно было бы запросто включить в этот список, но в первую очередь хочется выбрать Bloodsucker.
С этим вторым треком альбома группе удалось добиться очень многого при удивительно малых вложениях. Образцово-хард-роковый гитарный рифф Блэкмора, продублированный бас-гитарой и нескучный заводной вокал Гиллана с криками в конце каждого куплета, кажется, никогда не смогут надоесть. Песня практически сводится к этим двум элементам, приправленным четырьмя короткими, но очень вкусными соло Блэкмора и Лорда.
Забегая вперед, вспомним следующую пластинку Fireball, очень любимую Гилланом и обруганную Блэкмором. При всей своей экспериментальности она привнесла в концертный сет скоростной заглавный трек, хард-попсовую Strange Kind Of Woman, блюзовую Demon's Eye и прикольную No, no, no. Поскольку не альбомная Black Night прочно зарезервировала себе место под солнцем, для Bloodsucker просто не оставалось места.
В конце концов, Bloodsucker была перезаписана со Стивом Морсом для Abandon 1998 года, но ещё до этого неплохо обосновалась на cценических выступлениях группы.
I'm Alone
Альбом: Fireball - 1971 год
После монументального успеха In Rock год спустя его преемник был изрядно обруган как критиками, так и некоторыми поклонниками. Однако в британском чарте он вышел на первое место, правда исчез оттуда так же быстро, как и попал, по непонятной причине не получив сертификата в Британии.
В 2017 году Гиллан назвал Fireball самым недооцененным альбомом PURPLЕ, вспоминая, как многие люди были недовольны тем, что он слишком отличался от своего предшественника.
Из всех песен, написанных для Fireball, I'm Alone, возможно, больше всего была виновата в том, что не следовала формуле In Rock. При этом она стала би-сайдом для сингла Strange Kind of Woman. Это удивительно напористая тема и редкий пример того, как Ричи Блэкмор и Ко играют тотальный фанк. Заглянув в историю сет-листов, можно прочесть, что вживую она исполнялась всего (или целых) 16 раз.
Never Before
Альбом: Machine Head - 1972 год
Альбом, который всегда будут помнить как самый большой вклад DEEP PURPLЕ в рок-музыку, послужил источником вдохновения для бесчисленного количества групп последующих поколений.
Да, в этом случае Smoke on the Water в конечном итоге присвоила себе большую часть славы, но есть еще несколько треков, сумевших занять место в истории - Highway Star, Lazy и Space Truckin'. Тем не менее, некоторые треки оказались забытыми, в том числе Never Before, и это несмотря на то, что он был выпущен в качестве ведущего сингла с альбома. Как и в случае с I'm Alone, на концертах публика слышала Never Before менее двух десятков раз.
Super Trouper
Альбом: Who Do We Think We Are - 1973 год
Прежде всего надо отметить, что песня не имеет никакого отношения к одноименному хиту ABBA.
Зато это великолепный блюзовый трек с альбома, после которого состав MкII впервые распался. Соответствуя своему названию, Who Do We Think We Are был явно менее напыщенным, чем большинство предыдущих работ состава. Изнурительный концертный график тура слишком утомил группу, а отношения между участниками были чересчур натянутыми, чтобы разбрызгивать вокруг себя фонтаны фейерверков, как в Machine Head.
И в полном соответствии ситуации Super Trouper - одна из песен альбома, которая на самом деле только выиграла от более сдержанного общего характера LP. Очень ровная минималистичная песня, но ее общее настроение является достаточной компенсацией за отсутствие фирменных пепловских проявлений музыкальности.
Идея, по-видимому, показалась Блэкмору не до конца раскрученной, и если заглянуть на пять лет вперед, можно увидеть много параллелей с Lady Of The Lake его будущей Радуги.
Nobody's Home
Альбом: Perfect Strangers - 1984 год
Как только все смирились с тем, что чудные дни MкII давно миновали, культовый состав - Ричи Блэкмор, Иэн Гиллан, Джон Лорд, Иэн Пэйс и Роджер Гловер - вдруг взял и воссоединился в 1984 году для того, чтобы выпустить пятый студийный альбом MкII под названием Perfect Strangers. Движимые примерно в равной степени ностальгией, заглавным синглом и жаждой современного мейнстрима тяжелой музыки, альбом и последующий тур имели потрясающий успех.
Слушатели хорошо знакомы с большинством песен Perfect Strangers, но Nobody's Home заслуживает особого упоминания - хотя бы потому, что это был единственный трек на альбоме, авторство которого принадлежит всем пяти участникам группы.
The Spanish Archer
Альбом: The House of Blue Light - 1987 год
Как и Who Do We Think We Are, The House of Blue Light примечателен долгим и трудным процессом записи и тем, что после него состав MкII вновь выбросил полотенце - но в отличие от своего предшественника, он продавался очень неплохо.
The Spanish Archer - один из треков альбома, где Ричи Блэкмор записывает свою гитару удивительно современно для 1987-го, пытаясь идти в ногу со временем, и песня нигде не выглядит натянутой. Остальная часть группы ни в чем не уступает Ричи на протяжении всех 5 минут звучания песни, и мы слышим отличный качественный хард-рок второй половины 1980-х.
Solitaire
Альбом: The Battle Rages On... - 1993 год
Третье и последнее воссоединение состава MкII было ещё более напряженным, чем предыдущее, что, как известно, в конечном итоге привело к уходу из группы Ричи Блэкмора во время тура в поддержку The Battle Rages On... и замене его до конца тура на Джо Сатриани.
Но будучи группой талантливейших музыкантов, DEEP PURPLЕ смогли придумать отличный материал, работая вместе далеко не в дружеских отношениях, и даже такие не слишком известные треки, как Solitaire, наполнены характером. Песня, по-видимому, никогда не исполнялась на сцене, но очень впечатляющая «стена звука», которую она выдает, идеально подошла бы для концертного шоу.
Читать также:
- Роджер Уотерс выпустил новую версию классической песни «PINK FLOYD» Comfortably Numb