Найти тему
Елена Барабанова

Как создать эффективную команду

Данное руководство подойдет предпринимателям, ТОП-менеджерам, которые либо начинают выстраивать свою команду, либо задумываются о смене сотрудников.

Успешные менеджеры, владельцы бизнеса, предприниматели задаются целью создать "Команду мечты" - сообщество близких по духу, энергичных, мотивированных сотрудников, ведущих компанию к процветанию. Но на практике, мы сталкиваемся с трудностями, ведь неправильно выбранный человек тратит время, деньги, и, в конечном итоге, обнуляет результат труда, в тот момент, когда мы решаем его уволить. Помимо этого, сотрудник, который не на своем месте, может наделать ошибок, грозящих репутационными и финаносвыми издержками компании.

Как же все-таки найти достойных сотрудников ? И правда ли так важны те самые: коммуникабельность и нацеленность на результат, которые каждый кандидат пишет в своем резюме? Давайте разбираться….

ДИМЕТРАЛЬНО РАЗНЫЙ ПОДХОД

Я расскажу 2 примера сотрудничества с разными компаниями по своему отношению к персоналу. Это фитнес-клубы (сетевые компании), обе иностранные, в обеих был четко сформирован продукт, и грамотно прописаны стандарты качества.

Мы сейчас рассматриваем тех кандидатов, которые уже подошли нам по профессиональному уровню, которые не поленились составить резюме с фото и в личных качествах указать и коммуникабельность и стрессоустойчивость. Учтём, что подбираем сотрудников, которые будут общаться с большим количеством посетителей. Будь-то отдел продаж, сотрудники ресепшн, тренерский состав или менеджерский состав - все они встречаются в день с сотней клиентов фитнес-клуба.

В одной компании принцип такой: наши люди - управляемые и податливые, готовые зубрить стандарты днями и ночами, все слова отточены скриптами, каждый шаг прописан в должностных инструкциях. Не нужно думать и ничего изобретать, просто делай по списку и будет у тебя успех. На любой спорный вопрос есть инструкция, придерживайся правил, стандартов. Кто готов играть с нами в одни ворота, те нам подходят, у кого сильно много собственного "важного" мнения - нам не подходят.

Во второй компании принцип другой: наши люди - это "звёзды", яркие и энергичные, ведущие за собой лидеры, неординарные и эксцентричные, мотивирующие, зажигающие в глазах клиентов пожар. Формируем звёздный штат, а характер притрётся (стерпится-слюбится, так сказать).

Интриги прочь, раскрываю все карты. Обе эти компании столкнулись со сложностями. Обе эти команды не были «Командой мечты». В первом случае мы имели суммарный слабый профессионализм. Обычно, сильные специалисты имеют ярко выраженное собственное мнение, их раздражают бумаги и бюрократия, если вы работаете по принципу «ты со мной не согласен - дверь вон там», то происходит отток профессионалов высокого уровня, потому что при таком подходе останутся лишь те, кто боится уйти, а обычно сильная личность, знающая себе цену уйти не боится.

Во втором случае со «звёздным» штатом мы имели низкую дисциплину, постоянные невыходы на работу по сомнительным причинам, хоть иногда и правда причины были важные, но из-за этого страдала и компания и клиенты. Такое происходило, потому что «звёзды», т.е. профессионалы высокого уровня в своём деле постоянно что-то делают: либо чему-то снова учатся, либо у них какие-то личные проекты, им все время надо куда-то бежать, лететь, у них вечные конвенции, конференции. В общем, то они в потоке, то они в ресурсе)) Им сложно делать рутинную работу, сложно следовать правилам и инструкциям.

ПРОБЛЕМА В КАНДИДАТАХ ИЛИ В РАБОТОДАТЕЛЯХ?

У меня есть опыт формирования правильной, стабильной команды, я очень смело заявлю, что хорошо разбираюсь в людях, так как видела их столько, что уже не счесть.
Важно: понимать психологию, темперамент людей и уметь связывать психологические факторы с той должностью, на которую мы ищем кандидата. Также, замечу, что очень важно прежде, чем формировать штат понимать, к чему идет компания, какую «точку Б» мы должны достичь с теми сотрудниками, которых подбираем.

В случае с фитнес-клубами, можно было решить вопрос, ослабив свою категоричность. Набрав 70% покладистых исполнителей и 30% ярких звёздных профи, таким образом, когда наши "звёзды" отсутствовали, их можно было бы временно заменить, но они формировали бы положительное эмоциональное впечатление о компании.

Важно правильно составить финансовую и нематериальную мотивацию сотрудников (эта тема заслуживает отдельной статьи), и важно уметь ставить прозрачные, понятные задачи в достижении целей, ведь в противоположном случае, мы столкнемся с бездельем сотрудников. И при этом, конечно же, разочаруемся в команде. Узнаем от спикеров в соц.сетях, что подбор команды - процесс непрерывный и набрать штат раз и навсегда невозможно (конечно же это не правда).

Если вас не устраивают сотрудники, которые раньше работали нормально, то варианта два:

1. Либо ваша компания вышла на такой высокий уровень, что данные люди не справляются ( но в этом случае не нужно их менять, нужно поставить новые цели и правильно делегировать новые обязанности), возможно - провести обучение, тимбилдинг;

2. Либо вы сами находитесь в кризисе, не знаете, куда стремиться дальше, потеряли заветную «точку Б», тогда и целеполагание страдает, и мотивация сотрудников улетучивается.

Кто-то сейчас возразит мне и скажет: «Я для того людей и нанимаю, чтобы они развивали моё дело и ставили мне стремления моей компании». Не спорю, если вы нанимаете продюсера (или схожую должность), то так и должно быть (и то, даже продюсер не станет автором вашего продукта), но тем более если у вас штат - маркетологи, отдел продаж, средний менеджерский состав, то, поверьте, люди на этих позициях не смогут создать ваше дело без вас, если бы они могли, они не работали бы в найме, понимаете? Поэтому, целеполагание - Ваша задача!

ЕСЛИ ВАША ЭНЕРГИЯ ИССЯКЛА, ПЕРСОНАЛ ПЕРЕСТАЁТ РАБОТАТЬ!

И если сейчас вам кажется, что Ваши сотрудники все разом обнаглели, то задайте себе вопрос: «каково моё участи в жизни компании и понимаю ли я, к чему мне дальше стремиться?» Человек, который постоянно что-то предпринимает - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - всегда решает творческие задачи, на пути к успеху.

НАНИМАЙТЕ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ ВАС

"Учитесь у тех, кто лучше вас" - читаем мы в международных бесцелерах, и это очень верное суждение. Я рекомендую действительно не бояться сильных сотрудников. Не бояться, что "уведут" Ваше дело и что будут "левачить", подседят в должности и пр. Проанализируйте на старте, почему, если человек умный и достойный, не открыл свой бизнес, возможно, помимо знаний, у него есть страхи и неуверенность в себе. Задайте такой вопрос и не бойтесь, что подтолкнете к такой идее. Если перед Вами в действительности умный специалист и психологически сильная личность, то такой человек не придаст из соображений совести - такие качества важно видеть. Плюс, грамотно продуманная мотивация, интересные задачи сделают такого специалиста амбассадором вашей компании.

КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ В КОМАНДУ

Следует придерживаться нескольких правил:

  1. Компания будет успешна, если текучка кадров не превышает 30% , условно - за год. Да и вам внедрять сотрудника в курс дела проще, плюс со временем человек, который давно работает настолько глубоко понимает процессы, что уже прогнозирует положительный результат своей работы. Выбирая кандидата, рассчитывайте на долгосрочное сотрудничество.
  2. Не нужно брать человека, если есть сомнения: «посмотрим на него месяцок, может получится, а если нет - отпустим после испытательного срока». НЕТ! Есть сомнения - ищите дальше. Если ваша уверенность, что кандидат с работой справится превышает 80% - уже хорошо, можно пробовать. Если 50/50, вы просто потеряете время.
  3. Люди в глубокой своей сущности не меняются. Если на предыдущем месте у кандидата был конфликт с руководителем, в 90% случаев у этого сотрудника будет конфликт и здесь. Это позиция такая: меня не слышат, меня недооценивают, я бы сделал лучше …. При чем, у этого человека такая позиция проявляется как в работе, так и в личных вопросах.
  4. Сформулируйте для себя четко те функции, которые будет выполнять кандидат. Например, человеку замкнутому, не эмоциональному, любящему сдержанную классическую одежду, будет сложно выполнять творческие задания. Напротив, человеку яркому, эксцентричному, немного небрежному в одежде, мимика которого меняется десять раз за время рассказа о себе, будет сложно делать одно и то же изо дня в день по шаблону.
  5. Высшее образование - не панацея, по показатель терпимости и незаурядного кругозора. Сейчас модно говорить, что диплом об образовании никому не нужен и по специальности работают единицы. И соглашусь с этим, и опровергну. На практике люди с высшим образованием могут поддержать больше тем для разговора, они более воспитаны и деликатны, реже имеют вредные привычки и меньше обманывают (это не значит, что люди с высшим образование не лгут, я лишь обозначаю статистические наблюдения на практике).

Я всегда размышляю так: человек с высшим образованием нашел в себе силы, терпение и усидчивость 5 лет ( а иногда и больше) вставать рано утром, выполнять (порой ненавистные) задания, проявлять терпимость к преподавателям ( а значит, прислушиваться к мнению других людей) и они смогли довести дело до конца. Люди, которые после 2-3 курса бросили учебу, как правило, не могут завершать дела до конца, могут просто не выйти на работу, не беспокоясь о взятых на себя обязательствах, они более склонны к импульсам своего характера. Опять же, повторю слово «как правило». Всегда будут исключения из любого правила, но увидеть эти исключения - великая работа над психоанализом людей, и риск в принятии такого сотрудника должен быть либо оправдан, либо являться незначительным.

6. Отсутствие фотографии в резюме.

  • Отсутствие фотографии может стать свидетельством недостаточно хорошей самооценки. А это может породить «синдром плохого сотрудника». Таким людям присущ образ мысли: «я не справлюсь, я не достаточно умен, не везуч и не достоин». А такой подход ни в одном деле не принесет успеха.
  • Вы можете сказать, что просто нет в телефоне фотографий нейтрального вида. Так я скажу, что это признак импульсивного и легкомысленного характера.
  • Человек может просто не любить фотографироваться. Но сделать фото для резюме - это первое задание от работодателя (даже потенциального), можно потрудиться и организовать этот процесс.
  • Может, человек не разобрался, как загрузить фото? Тогда отталкивайтесь от вакансии: для среднего и высшего менеджерского состава такое недопустимо, ведь им придется работать с компьютерными программами и общаться с технологиями «на ты».
  • Человек мог не придать значение столь не важному для него фактору, как внешность, оставив оценку по данному качеству для встречи. Возможно! Но на практике, в большинстве случаев, отсутсвие фото подтверждает один из 3 пунктов выше этого. Если остальная часть резюме Вас заинтересовала, то можно пригласить кандидата и узнать у него, в чем же причина отсутствия фотографии.

7. Резюме составлено с орфографическими ошибками. Если опечатки или разовые ошибки, то обычно это не критично. Если ошибок много, даже в элементарных словах, то это повод задуматься над интеллектом человека. Приглашение такого кандидата будет зависеть от предлагаемой должности.

8. Универсальных людей не бывает. Расставьте приоритеты, в чем должен быть прежде всего силён кандидат, а чему вы можете его научить.

9. Лучше отсеивать резюме, чем тратить время на большое количество коротких, не эффективных собеседований. С опытом, я пришла к определенной тактике поиска сотрудников: я отсматриваю много резюме и не приглашаю кандидата, если у меня есть хоть какие-то сомнения в нем на этом этапе. Даже если больше не из кого выбирать, я терпеливо жду новых кандидатов. Такой подход позволил мне проводить небольшое количество высокоэффективных собеседований и находить сотрудников, которые долгие годы работают на своих местах.

10. Не следует полагаться на телефонное интервью. Общение с кандидатом по телефону я рекомендую проводить очень короткое, так как мы не знаем визуальных условий разговора, и даже если кандидат сказал, что ему удобно говорить, возможно, он имел ввиду десяти-пятнадцатиминутное общение, но когда HR-агент устраивает целое собеседование по телефону, давая специальные задания (например, проверку уровня английского языка) и раздувая разговор на час, то оценка такого интервью будет не достоверной, так как кандидат за этот час мог отвлекаться на происходящую у него вокруг ситуацию и отвечать менее компетентно, чем при встрече.

Во время очного собеседования я отказалась от стандартных вопросов: «кем вы видите себя через 10 лет» и изнурительных тестов на 10 страниц с общими вопросами, так как они не информативны, да и раздражают кандидата не менее, чем HR-специалистов раздражают, под копирку написанные, "стрессоустойчивость и коммуникабельность" в личных качествах кандидата. На тесты и тривиальные вопросы умный кандидат сможет ответить так, как хочется работодателю, и это не будет являться отражением действительности. Давайте соискателям больше говорить, задавая открытые вопросы. Но это уже совсем другая тема. Тема проведения очного собеседования заслуживает отдельной статьи.

Построение команды лишь начинается с подбора сотрудников, истинная команда - это та, в которой сотрудники обучаются и развиваются, чувствуют заботу о себе, работают с благодарностью, понимают свою мотивацию и она их действительно мотивирует к достижению целей. Задачи, в свою очередь, распределены в соответствии с профессиональными навыками и (не мало важно), в соответствии с особенностями темперамента человека. Сотрудник знает, что его сильные стороны будут поощрены, а в слабых его подстрахуют коллеги, сотрудники доверяют руководителю, не боятся задавать вопросы и совершать ошибки, но при этом ценят и уважают свою работу. Создать эти условия - талант и труд собственника бизнеса и ТОП-менеджеров компании.

Спасибо, что прочли мою статью. Я с радостью и благодарностью делюсь своими знаниями для Вашего успеха. Буду рада подписке и Вашим комментариям.