Найти тему

Анаморфотная оптика: кому, зачем и почему❓🤔

В эпоху популяризации телевидения в 50-х годах прошлого века зрители стали привыкать к широкоэкранному формату транслируемой картинки (16:9), из-за чего у кинотеатров начались проблемы с притоком денежных средств. Дело тут в том, что фильмы для кинотеатров раньше снималось на стандартную плёнку 35мм с соотношением сторон 1,37:1. Попытка снять что-то широкоформатными объективами на такую пленку приводило к тому, что помимо крайней расточительности к используемому пространству кадра (пленка стоила БОЛЬШИХ ДЕНЕГ), появилась еще и другая проблема - черные полосы сверху и снизу изображения. И вот, в 1952 году компания 20th Century Fox приобрела права на объектив «Гипергонар» (Hypergonar) у французского изобретателя Анри Жак Кретьена (Henri Jacques Chrétien) для производства картины The Robe — первого художественного фильма, снятого с применением анаморфотных объективов.📸 
Анаморфные линзы были разработаны для использования всей 35-мм пленки, сжимая изображение по горизонтали с коэффициентом 2 при использовании полной высоты рамки. В кинотеатрах же готовый фильм при показе пропускался через объектив специального проектора, который возвращал правильные пропорции изображению. Таким образом, классическое соотношение сторон широкоэкранного фильма 2,39:1 может быть получено из кадров пленки с соотношением сторон 1,37:1.💥

В целом, такое решение дало интересные результаты, которые уже больше полувека воспринимаются всеми нами, как та самая "киношность": крайне специфические блики от источников освещения, очень своеобразная глубина резкости, дисторсия, то самое овальное бокэ, хотя раньше все это считалось издержками технологии и, в целом, неизбежным злом.👹

С появлением цифровых датчиков потребность в анаморфных линзах уменьшилась. Цифровые видеодатчики обычно имеют более широкий формат изображения, чем 35-мм пленка, поэтому сферические линзы можно использовать для получения широкоэкранного изображения с минимальным количеством кадрирования. Применение анаморфотов с коэффициентом 2 на стандартном 16:9 датчике приводило к тому, что формат изображения получался 3.55:1, что совсем ни в какие ворота уже. По этой причине компания Arri выпустила версию своей кинокамеры Alexa с сенсором изображения 4:3, специально разработанной для получения изображения 2,39: 1 в сочетании с 2-кратным анаморфным объективом. Позже появились объективы с коэффициентом анаморфирования 1.33:1 как раз для использования на датчиках 16:9. Съемка на такую оптику дает возможность захватить значительно больше пространства по горизонтали. Если посчитать очень грубо, то полнокадровый 50мм объектив с коэффициентом анаморфирования 1.33 будет захватывать по горизонтали примерно эквивалент 34-36мм, сохраняя при этом глубину резкости от 50мм. Здесь то и кроется вся суть использования такой оптики на современных камерах, как мы думаем.🧐

Впервые интерес к съемкам на анаморфоты у нас появился в далеком 2014 году, где из-за нехватки доступной оптики приходилось колхозить ужас на фото ниже из насадок на проекторы ЛОМО 35 НАП2-3м. Неудобно, громоздко и вообще, страх. Рядом стоит современный анаморфотный объектив от компании Sirui, и сразу понятно, что 8 лет развития даром не прошли!⚡️
В эпоху популяризации телевидения в 50-х годах прошлого века зрители стали привыкать к широкоэкранному формату транслируемой картинки (16:9), из-за чего у кинотеатров начались проблемы с притоком денежных средств. Дело тут в том, что фильмы для кинотеатров раньше снималось на стандартную плёнку 35мм с соотношением сторон 1,37:1. Попытка снять что-то широкоформатными объективами на такую пленку приводило к тому, что помимо крайней расточительности к используемому пространству кадра (пленка стоила БОЛЬШИХ ДЕНЕГ), появилась еще и другая проблема - черные полосы сверху и снизу изображения. И вот, в 1952 году компания 20th Century Fox приобрела права на объектив «Гипергонар» (Hypergonar) у французского изобретателя Анри Жак Кретьена (Henri Jacques Chrétien) для производства картины The Robe — первого художественного фильма, снятого с применением анаморфотных объективов.📸 Анаморфные линзы были разработаны для использования всей 35-мм пленки, сжимая изображение по горизонтали с коэффициентом 2 при использовании полной высоты рамки. В кинотеатрах же готовый фильм при показе пропускался через объектив специального проектора, который возвращал правильные пропорции изображению. Таким образом, классическое соотношение сторон широкоэкранного фильма 2,39:1 может быть получено из кадров пленки с соотношением сторон 1,37:1.💥 В целом, такое решение дало интересные результаты, которые уже больше полувека воспринимаются всеми нами, как та самая "киношность": крайне специфические блики от источников освещения, очень своеобразная глубина резкости, дисторсия, то самое овальное бокэ, хотя раньше все это считалось издержками технологии и, в целом, неизбежным злом.👹 С появлением цифровых датчиков потребность в анаморфных линзах уменьшилась. Цифровые видеодатчики обычно имеют более широкий формат изображения, чем 35-мм пленка, поэтому сферические линзы можно использовать для получения широкоэкранного изображения с минимальным количеством кадрирования. Применение анаморфотов с коэффициентом 2 на стандартном 16:9 датчике приводило к тому, что формат изображения получался 3.55:1, что совсем ни в какие ворота уже. По этой причине компания Arri выпустила версию своей кинокамеры Alexa с сенсором изображения 4:3, специально разработанной для получения изображения 2,39: 1 в сочетании с 2-кратным анаморфным объективом. Позже появились объективы с коэффициентом анаморфирования 1.33:1 как раз для использования на датчиках 16:9. Съемка на такую оптику дает возможность захватить значительно больше пространства по горизонтали. Если посчитать очень грубо, то полнокадровый 50мм объектив с коэффициентом анаморфирования 1.33 будет захватывать по горизонтали примерно эквивалент 34-36мм, сохраняя при этом глубину резкости от 50мм. Здесь то и кроется вся суть использования такой оптики на современных камерах, как мы думаем.🧐 Впервые интерес к съемкам на анаморфоты у нас появился в далеком 2014 году, где из-за нехватки доступной оптики приходилось колхозить ужас на фото ниже из насадок на проекторы ЛОМО 35 НАП2-3м. Неудобно, громоздко и вообще, страх. Рядом стоит современный анаморфотный объектив от компании Sirui, и сразу понятно, что 8 лет развития даром не прошли!⚡️