Уважаемые читатели! Приведённая здесь инструкция – базовая структура итогового сочинения. Если вы хорошо владеете письменной речью, то не обязаны соблюдать именно такую последовательность частей. Но следите за тем, чтобы в вашем эссе сохранялись структурные единицы рассуждения – тезис, аргументы, микровыводы, заключение.
1. Введение. Первый абзац.
Во введении должны быть основные мысли по теме, содержащие тезис (утверждение по теме сочинения, которое вы будете подкреплять аргументами). Если тема сформулирована в виде вопроса, то тезис – ответ на проблемный вопрос.
Как писать
Сначала делаем заготовки для черновика:
• отдельно записываем свои мысли по теме сочинения,
• затем продумываем, какие произведения привлечём для аргументации,
• думаем, какой тезис можно сформулировать на базе этих аргументов (это важно для выстраивания логики рассуждения, то есть вы сразу выявляете связь тезиса с имеющимися в вашем багаже аргументами),
• формулируем тезис,
• пишем введение с общими мыслями по теме и тезисом.
• Аргументы оставляем для основной части.
ВНИМАНИЕ! ЧАСТАЯ ОШИБКА!
Не пишите во вступлении, даже кратко, аргумент к тезису. Такие повороты логики заводят пишущего в тупик: вы не знаете, о чём дальше писать, потому что аргументы уже привели, и в основной части начинаете «лить воду».
Как оформить вступление. Начинаем с проблемного вопроса (Какого человека можно назвать добрым? Для начала необходимо разобраться в том, что такое доброта и как она проявляется в людях…)
Завершающая вступление фраза (или первое предложение второго абзаца) соединяет вступление с основной частью:
Для доказательства своей позиции приведу пример из литературы…
Именно такой случай описан в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»…
В качестве примера можно вспомнить поступок Петра Гринёва, героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…
Эту мысль развивает (утверждает) А.И. Солженицын в романе «Раковый корпус»…
2. Аргументация. Основная часть. Один или два абзаца.
Приводим 2 аргумента из литературы (или других авторитетных источников).
• Аргумент должен содержать анализ ситуации из выбранного текста (поступков героев, происшествий, причин и последствий).
• Обязательно сделайте микровывод. Что такое микровывод? Это вывод из вашего рассуждения в данном аргументе, результат этого этапа анализа. Микровывод – это как бы повторение тезиса, он либо ещё раз подтвердит тезис, либо несколько расширит его, выделит какой-то существенный аспект тезиса.
• Ещё раз: аргумент - это не пересказ, это анализ!!!
Как начать
Обратимся к произведению… В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»… В рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»…
В завершении аргумента сделайте микровывод. Он может быть эмоционально окрашен вашим отношением к проблеме.
3. Вывод. Снова обращаемся к тезису, показываем, что наши аргументы подтверждают справедливость тезиса.
Таким образом… В заключение хочу подчеркнуть, что… Итак…
Каким может быть заключение?
• Обобщение сказанного – самый очевидный способ закончить сочинение.
• Если тема очень актуальна, уместно закончить призывом: «Давайте увеличивать количество добра в мире!»
• Если проблема такова, что невозможно прийти к однозначным заключениям по ней, то приемлемо закончить вопросом: «Неужели люди продолжат разрушать экологию, уничтожая собственную среду обитания?»
• Красивое заключение получается, если вы можете уместно привести небольшую цитату: «Еще Чехов убеждал нас, что необходимо «выдавливать из себя по каплям раба».
Друзья, если вам была полезна эта публикация, ставьте "лайк", подписывайтесь на канал, ждите выхода новых материалов!