Три года назад в Башкортостане приняли решение о возрождении молочных кухонь. За короткое время производство детской молочной продукции было запущено в Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском, Белорецке, Сибае и Верхних Кигах. А пункты выдачи, их уже 136, работают во всех муниципалитетах.
Самые большие обороты – у уфимского подразделения. И это понятно: в башкирской столице проживает больше всего ребятишек, беременных и кормящих мам, на которых, собственно, и рассчитана эта продукция. Именно в уфимскую молочную кухню в преддверии Дня матери пригласили журналистов, которые собственными глазами смогли увидеть технологию производства.
Чистота стерильная
А по-другому и не может быть на производстве, где готовят питание для самых маленьких. Поэтому у входа нас, журналистов, буквально с ног до головы облачают в одноразовую белую одежду. Из-под шапочки не должен вылезать ни один волосок, на ногах – бахилы, на руках – перчатки. Кругом ни пылинки, ни соринки и огромное количество труб. По ним подается молоко, которое до этого прошло пастеризацию и гомогенизацию (уменьшение жировых шариков) у поставщика – Кирилловского молочного комбината из Уфимского района, куда оно в свою очередь попадает от производителя из Гафурийского района.
– Молоко после получения еще раз пастеризуем, но при щадящей температуре– рассказывает заместитель директора по производству ГАУ РБ «Молочная кухня» Гульнара Шугаюпова, – чтобы оно не теряло своих целебных свойств. И обязательно прогоняем через фильтр, который не пропускает частицы более 10-15 микрон. Охлаждаем, разливаем по упаковкам и отправляем на реализацию.
Основа без «ешек»
Ежедневно предприятие перерабатывает около 3,5-4 тонн молока. Кстати, работают здесь с нулевым остатком, все поступающее молоко до последней капельки перерабатывают. Производят творог, кефир, йогурт. Ингредиенты все натуральные, никаких «ешек» в них нет. Все фруктово-ягодные наполнители имеют свидетельства о государственной регистрации. Творог производится щадящим классическим методом отваривания. Сыворотка после использования утилизируется. Творог получается, сочным, пышным, рассыпчатым, с жирностью 10%.
Испытано на себе
Прежде, чем продукция попадает к потребителю, ее пробует специально обученная комиссия. Вкус, цвет, запах, консистенция должны соответствовать определенным нормативам. Проводятся также физико-химические исследования сырья, ингредиентов и готовой продукции. Если обнаруживаются хотя бы малейшие отклонения, их либо оперативно исправляют, либо продукт полностью бракуют. Последнее случается крайне редко, и это, конечно, ЧП.
– За то время, что работает наша «Молочная кухня», мы браковали сырье лишь дважды, – вспоминает начальник обособленного подразделения Светлана Кириллова. – Причина: обнаружили в молоке-сырье антибиотик. В числе исправимых ситуаций – чуть завышенная температура продукции, в этом случае она отправляется на доохлаждение.
Качество «молочки» смогли оценить и мы, журналисты. Подтверждаю: ощущение детства и бабушкиного деревенского творога абсолютное.
За здоровьем следят
Рабочий день сотрудников начинается с обязательного осмотра: проверяют температуру, выясняют, нет ли инфекционных или гнойничковых заболеваний. За своих родственников ручается сам человек и расписывается в рабочем журнале. Сотрудники переодеваются в специальную одежду и проходят дезинфекцию.
Следят здесь и за чистотой оборудования, которое подвергается санобработке щелочными и кислотными растворами. Мытье длительное – частичное и полное, протяженностью до полутора часов. Добро на повторное использование оборудования выдает лаборант, опять же после тщательного осмотра.
А если продукции не хватило?
Не беда, на выручку приходят соседи из Нефтекамска и Октябрьского. Комбинаты по производству «молочки» там абсолютно идентичны уфимскому. Логистика отрегулирована, температурный режим жестко соблюдается. Большая часть продукции – 90% бесплатно выдается ребятишкам до трех лет из малоимущих семей, сиротам и детям участников СВО. Только в Уфе работают 15 пунктов выдачи. Остальное реализуется в торговых сетях «Пятерочка», «Ярмарка», «Байрам», «Окей», причем не только в столице, но и в Уфимском районе и в Благовещенске.
«Молочная кухня» производит 15 видов продукции, плюс мамочки при необходимости получают еще сухие смеси и каши. Так что за здоровое питание наших малышей и их мам можно не волноваться.
Лиана ЦЫГАНОВА
Прямая речь
Радий ХАБИРОВ, глава РБ, секретарь регионального отделения «Единой России»:
– Мы понимаем, насколько важна «Молочная кухня» для наших жителей, поэтому постарались по максимуму убрать бюрократическую составляющую. Теперь, чтобы получить бесплатную продукцию, нужны только копии документов, удостоверяющих личность, и справка от педиатра. Подать заявление можно в мобильном приложении «Молочной кухни» и во всех офисах МФЦ. Кроме того, к лицевому счету пользователей «Молочной кухни» привязана карта «Алга». Об этом просили родители детей. Данные карты надо внести в личный кабинет и сообщить продавцу на раздаточном пункте ее номер, указанный на обороте. Такая привязка, кстати, абсолютно бесплатная. Однако получать «молочку» можно, как и прежде, по карте с индивидуальным QR-кодом. Мы и дальше будем развивать сеть «Молочных кухонь» и возможности сервиса.
Компетентно
Татьяна БУЦКАЯ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, координатор проекта «Крепкая семья»
– Уже два года ученики младших классов по всей стране обеспечиваются бесплатным горячим питанием. Но основы здорового питания в организме малыша надо закладывать еще раньше, буквально с момента его зачатия. Очень важно, чтобы беременная женщина правильно и полноценно питалась, обязательно кормила грудью, пользовалась продукцией «Молочной кухни». Контролировать этот процесс поможет новое родительское движение «Здоровое питание семьи», которое мы запустили в Башкирии в рамках партийного проекта «Крепкая семья». Именно дома, в кругу близких людей, необходимо закладывать основы правильного питания, дорожить лучшими семейными традициями и обязательно их поддерживать.
Только цифры
Продукцию «Молочной кухни» бесплатно получают в Башкортостане более 23 тысяч человек из малоимущих семей и около 300 детей участников СВО.
Фото Сергея Словохотова