Найти тему
Анна Бердникова

Очень медленный ребенок

Из рабочего процесса. Сказка в работе:

Ребенку 5 с половиной лет. Одевается самостоятельно. Но одежду для него нужно всю положить в порядке, в котором она потребуется. Проблема в том, что делает он это очень медленно. Чтобы надеть футболку, водолазку, трусы, колготки, штаны куртку и шапку ему нужно минимум 30 минут. При этом ему постоянно повторяешь "Быстрее", т.е. подгоняешь его. Если не подгонять, то он одеваться может очень долго. Я не засекала, т.к. у меня нет столько терпения, чтоб ждать пока он оденется. Игра "давай наперегонки с папой" не помогает. Он просто отказывается в ней участвовать.

Просьбы одеваться быстрее, т.к. папа/мама опаздывают уже на работу - не помогают. Ребенок как будто не слышит нас.

Повышаешь голос он начинает плакать и тогда вообще все стопорится. Он зажимается и вообще перестает одеваться. Говоришь спокойно - не слышит. Точнее он слышит, но игнорирует слова.

В общем утро похоже у нас на поле битвы. Хотя медленно одевается он не только дома, но и в садике, когда приходишь его забирать.

Как можно исправить эту ситуацию? Если вообще можно.

Первое, в чем необходимо разобраться, бывают ли такие ситуации, когда ребенок одевается или раздевается быстро? Например, когда это важно именно для ребенка, пойти в гости или ему очень хочется в туалет, и тогда ребенок очень ловко раздевается. Не исключено, что для Вашего мальчика могут быть значимы какие-то другие условия, скажем, он очень хочет поиграть во что-то или с кем-то.

С соревновательным моментом тоже интересно: важно понять сын изначально отказывался соревноваться? Или после того, как убедился, что в этом соревновании ему не победить?

Может быть полезным для понимания сути происходящего разговор в спокойной обстановке, когда никому точно никуда торопиться и одеваться не нужно, на тему: как ты думаешь, что это такое у нас происходит с одеванием по утрам и вечерам? При таком разговоре важно создать доверительную атмосферу (мы с тобой отвлеченно обсуждаем вопрос из общей педагогики) и всеми силами удержать себя от чтения нотаций, если такое искушение возникнет. Пять с половиной лет – возраст уже достаточно взрослый для серьезных рассуждений на соответствующую тему.

Можно зайти издалека и рассказать ребенку сказку про одевание, например, такую:

Зайка хочет быть большим

Зайка очень любил гулять с ребятами-зверятами во дворе. Они придумывали разные интересные игры, им всегда было весело вместе. Во двор часто приходила Белочка. Она очень нравилась Зайке. Так они часто играли втроем: Зайка, Белочка и Медвежонок.

Однажды над площадкой низко-низко пролетал хищный ястреб. Он схватил Белочку и унес ее. Медвежонок и Зайка бросились в погоню, чтобы спасать Белочку. Друзья бежали - только пятки сверкали.
Вдруг на пути речка. Глубокая, моста нет, брода невидно. Что делать? Медвежонок снял одежду, свернул в узелок над головой и поплыл. А Зайка раздеваться умеет, но делает это очень медленно. Его часто мама одевает и раздевает. Что тут сделаешь? Сидит Зайка на бережку - пригорюнился. Много ли мало ли времени прошло. Смотрит, а Медвежонок уже обратно возвращается. Белочку спас - Ястреба победил.

Не стала Белочка с Зайкой дружить.

- Как дружить с малышом, который одеться сам не может?

Пригорюнился Зайка еще больше. Да делать нечего стал Зайка учиться одеваться-раздеваться сам и быстро - понял, что умение это в жизни пригодится. Иногда времени так не хватает, а кто медленно одевается, тот совсем его теряет. А там и Белочка снова с ним дружить стала, когда увидела, как Зайка подрос, какой самостоятельный и быстрый стал.

Сказку можно читать или рассказывать, как Вам будет удобнее.

Обсуждать ее стоит, если у ребенка возникают вопросы или желание высказаться. Ребенку может потребоваться время, чтобы осмыслить сказочный посыл и переложить его на свои обыденные действия. Скорее всего сказку предстоит рассказать не один раз, к этому нужно быть готовым.