Говорим «крестовый поход» - и тут же представляем себе закованных в доспехи рыцарей, сражающихся с сарацинами? А вот и нет. Не всегда так было. Случалось, что крестоносцы разоряли и грабили христианские города.
Самый яркий пример такого разбоя - это, конечно же, осада и разграбление византийского Константинополя, случившееся в 1204 году. Но это - немного не то, о чём пойдёт речь в данной статье.
Всё-таки, не будем забывать о том, что византийцы принадлежали к другой ветви христианства, они хотя бы не были католиками. И трудно было бы представить себе, что крестоносцы, главная цель которых - освобождение «Гpоба Господня» могли так вот запросто поднять оружие против своего же собрата по вере и оружию.
И тем не менее, пусть изредка, но случалось и такое. 22 ноября 1202 года завершилась осада католического Задара (который тогда ещё назывался Зара). Город этот, находившийся на территории современной Хорватии, давно уже был Венецианской Республике как кoсть в гоpле.
Став камнем преткновения между венецианцами и венграми, Задар не один раз переходил из рук в руки. Причём, сами горожане явно выказывали предпочтение власти венгерского короля, который был согласен предоставить им большую автономию, чем этого можно было бы ожидать от венецианского дожа, преследующего исключительно свои интересы.
К тому же далматинская Зара была серьёзным соперником Венеции в плане ведения морской торговли в районе Адриатики... Одним словом, это был крайне неудобный для венецианцев город. От которого им, желательно бы и избавиться, да только возможности такой долгое время всё никак не подворачивалось.
И вот, наконец, Папа Римский Иннокентий III уже вскоре после своего избрания в 1198 году призвал католиков к очередному крестовому походу. На этот раз планировалось перебросить армию крестоносцев в дельту Нила и уже оттуда развивать дальнейшее наступление на Святые Земли, или, проще говоря, Палестину. И сразу же перед организаторами крестового похода встал вопрос: а на чём, собственно говоря, эта самая армия доберётся до берегов Африки? Нужен был флот, и притом немаленький. А где его взять?
Обратились за помощью к венецианскому дожу. Тот согласился выделить корабли и за 85 тысяч марок серебром переправить участников похода на африканский берег. Но вскоре оказалось, что крестоносцы не в состоянии заплатить всю оговоренную сумму сразу. Кое-как наскребли 51 тысячу, и на этом - всё. Поход оказался под угрозой срыва, а армия, уже готовая к отплытию и размещённая на острове Лидо, расположенном в 1 км от Венеции, начинала испытывать затруднения с провиантом.
Время терять было нельзя и крестоносцы принялись уговаривать венецианцев предоставить им отсрочку до первых военных успехов на Святой Земле и выплаты оставшейся суммы из захваченной добычи. А те были и не прочь согласиться. Правда, при условии, что участники похода помогут им разобраться с вполне себе католическим Задаром.
Многие рыцари и простые участники похода были возмущены этим предложением: как так? Поднять оружие на своего брата-католика? Да ещё при том, что венгерский король Имре, под чьей властью в данный момент был Задар, также собирался принять участие в крестовом походе.
Часть рыцарей и рядовых «пилигримов» предпочла либо вернуться на родину, либо добираться до Палестины самостоятельно. Но были и те, кто согласился на условия, выдвинутые Венецианской Республикой.
К слову, Папа Иннокентий III был категорически против такой «формы оплаты». Он неоднократно просил участников похода одуматься и не поднимать оружие против христиан, даже угрожал тем, кто его ослушается, отлучением от церкви.
Но кто бы стал его тогда слушать? На кону стояло слишком многое, да и возвращаться с пол-пути не поучаствовав ни в одном сражении, крестоносцы явно не собирались.
В начале октября 1202 года большая их часть на кораблях покинула остров Лидо и отправилась в поход против таких же христиан, как и они сами.
Высадившись в гавани Зары, крестоносцы и венецианцы для начала попытались договориться с горожанами о сдаче города, но эти переговоры ни к чему не привели. И тогда через неделю после высадки участники похода начали осаду, продолжавшуюся пять дней. После чего богатый и процветающий прежде Задар был взят штурмом, разграблен и частично разрушен к великой радости дожа, избавившегося таким образом от одного из главных соперников Венецианской Республики.
Тем не менее, войско, разорившее город, остановилось в нём на зимовку. В ходе которой между крестоносцами и венецианцами не один раз вспыхивали ссоры, порой достигающие масштабов небольшого сражения.
А что же Папа Римский? А ничего. Как и обещал, он поначалу и вправду отлучил от церкви всех участников осады и разорения католического Задара. Но позже из политических мотивов «простил» франков, оставив в силе отлучение для одних только венецианцев, ставших инициаторами этой возмутительной «акции».
К слову, взятие Задара оказалось лишь своеобразной репетицией перед куда более масштабными осадой и разорением Константинополя, случившимися также во время всё того же, Четвёртого Крестового похода. Похода, во время которого крестоносцы впервые в истории разграбили не «сарацинские», а самые что ни на есть христианские города.