В октябре этого года представители Лиги Юных Журналистов провели мастер-классы в рамках воркшопа «Молодые медиалидеры России». Спикеры поделились навыками со школьниками из 10 регионов страны, в том числе и Калининградской области. Организатором мероприятия в Калининграде стал руководитель регионального отделения «Лиги», Сергей Большаков.
– Расскажите про воркшоп, прошедший 16 и 17 октября. Что такое воркшопы? Как они проходят?
– Воркшоп – это одна из современных форм обучения, которая совмещает в себе сочетание теории и практики. 16–17 октября в Калининграде прошёл воркшоп «Молодые медиалидеры России», в котором приняли участие 50 школьников из 15 образовательных учреждений области. Спикерами стали специалисты Лиги юных журналистов Диана Мясникова и Маргарита Кудрявцева, а также секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный. Первый день мастер-классы проходили в библиотеке имени А.П. Чехова, второй – в гимназии № 40 имени Ю.А. Гагарина.
Мероприятие проводилось лигой с целью посмотреть на месте, как идут дела, с целью собрать юных журналистов и провести с ними обучение по современным технологиям. Современные технологии, то есть сегодняшнее свойство журналистики, это то, что вся она переходит в интернет, это может быть сетевое сми или интернет-сми, многие газеты, которые когда-то были в бумажном варианте, также ушли в интернет, та же учительская газета. И второй вариант — это социальные сети, которые вести проще, там создаются сообщества, у нас сейчас три общедоступных социальных сети, после того как часть из них заблокировали: телеграм, одноклассники (для старших людей) и ВКонтакте (для школьников).
В рамках воркшопа для ребят были организованы мастер-классы, посвящённые тому, как создать сетевое молодёжное СМИ, чтобы его читали, и как вести группы школьного медиацентра. Кроме мастер-классов «Журналистика в новой реальности», «Основные форматы медиаконтента в социальной сети «ВКонтакте», ребята приняли участие в конкурсе «Молодой медиалидер Калининградской области», а педагоги – в круглом столе «Медиаобразование и ювенальная журналистика».
– Вы выступали как организатор от Калининградской области?
– Да, я – руководитель регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов». Наше отделение получила Гран-при во Всероссийском конкурсе «Медиаточка 2022», а воркшоп – приз за победу.
– Думаю, ребятам было интересно слушать спикеров. А вы, как педагог, почерпнули что-то для себя?
– Да, много полезного узнал об особенностях работы сетевого издания и формах подачи материала «ВКонтакте».
– В каком возрасте Вы захотели связать себя с журналистикой?
– Когда я учился в седьмом классе, меня выбрали председателем городского пионерского пресс-центра, моя задача заключалась в том, чтобы рассказывать об интересных делах калининградских школьников в областной молодёжной газете «Калининградский комсомолец» и в детской передаче на радио. Тогда я и решил: стану журналистом! После школы поступал на факультет международной журналистики в МГИМО, но не хватило балла. Пошёл работать сначала в школу старшим пионервожатым, затем – в городской Дом пионеров, где руководил школой журналистики 28 лет. Учился заочно на журфаке МГУ.
– Почему Вы решили обучать молодёжь?
– Мне нравится рассказывать ребятам об основах журналистской работы, видеть, как они делают первые шаги в профессию. Для одних это временное увлечение, для других – дело на всю жизнь.
За время работы сначала в Доме пионеров, потом – в общественной организации «Лига будущих журналистов», которую мы создали в 2014 году, в моём коллективе занималось более 3000 ребят, около 300 из них поступили на направление «журналистика» БФУ имени Канта, а также московских, санкт-петербургских и других вузов. Многие работают профессиональными журналистами.
– Какая часть работы педагога Вам нравится больше всего?
– Нравится всё, особенно – проведение занятий и различных конкурсов. Вот сейчас, например, провожу V Международную интернет-олимпиаду по журналистике, в которой участвуют 80 ребят из 21 региона России, а также Дании, Египта, Кипра, Латвии, Украины, США и Эстонии. Ребята прошли теоретический тест, написали самопрезентации «Моё креативное хобби», материалы на темы: «Нужное дело», «Актуальный репортаж», «Чему меня научила природа», «Молодёжная проблема», сами разработали и провели конкурсы для конкурентов – всего 9 конкурсов. Очень интересный получился проект!
– Вы выпускаете свою газету?
– Да, начиная с 1993 года. Сначала это была «Радуга», потом – «Журналистика для всех», а с 2019 года – «Взлётная полоса» - еженедельную межрегиональную газету юных журналистов. Она не зарегистрирована, тираж – 500 экземпляров. Кроме того, размещаем макет в интернете, у нас формат А4, поэтому любой желающий может скачать файл и самостоятельно распечатать в виде брошюры.
Газета никем не финансируется, не размещает рекламу, существует только за счёт добровольных пожертвований и организационных взносов участников наших проектов.
– Сколько лет самому младшему и самому старшему ученику?
– Мы ориентируемся на возраст 12+, но бывает, что приходят и 9-летние, причём у них довольно неплохо получается писать материалы. Ну а самый старший… Сложно сказать, иногда к нам приходят и пенсионеры. Хотя, конечно, ориентируемся на школьников.
– Ваши выпускники успешно поступают на факультеты журналистики, в том числе и в БФУ. Как Вы считаете, важно ли журналисту высшее образование, и отличается ли кардинально обучение в столичных вузах от региональных?
– Высшее образование, безусловно, журналисту нужно! Оно даёт высокий общий уровень культуры, в том числе языковой, расширяет кругозор человека, что очень важно для журналиста. Профильной направление даёт кроме профессиональных, хорошие знания российской и мировой литературы. Вуз приучает человека к организованности, соблюдению дедлайна, работе над собой, самосовершенствованию.
Отличается ли обучение в Калининграде и в Москве? Кардинально – нет, предметы те же, учебники – те же. Отличаются возможности – в столице, они безусловно больше, будущий журналист уже в студенческие годы может найти себе работу по специальности. Но есть хорошие примеры и среди калининградских студентов, когда ребята сотрудничают с федеральными СМИ в онлайн-режиме, а после окончания их с удовольствием берут в штат федеральные СМИ.