Найти тему
Мел

Подготовка к итоговому сочинению без нервов: советы филолога и психолога

Совсем скоро выпускникам предстоит писать итоговое сочинение. Как лучше к нему подготовиться, рассказала доктор филологических наук, ведущий специалист отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования Александра Кудряшова.

Жанр итогового сочинения отличается от сочинений по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации. Если в итоговом сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Объем сочинения-рассуждения на выбранную тему — от 350 слов, причем максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Важный нюанс, отличающий жанр итогового сочинения, заключается в степени привлечения литературного материала. Если в задании № 12 сочинения ЕГЭ по литературе от выпускника требуется глубокое погружение в художественное произведение, выявление авторской позиции, анализ отдельных эпизодов, образов героев, художественных приемов, то в итоговом сочинении литературный материал используется в качестве аргумента, примера, подтверждающего собственное рассуждение.

Нововведением в 2022/23 учебном году стала отмена пяти тематических направлений итогового сочинения, которые больше не будут публиковаться в начале учебного года. Вместо этого появится закрытый банк тем.

В этом учебном году в основу закрытого банка положены темы, которые использовались в прошлые годы (сейчас их более 1500). В дальнейшем этот банк будет пополняться. Перед началом учебного года теперь можно будет узнать названия разделов и подразделов закрытого банка, а также прочитать комментарии к ним.

На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) размещена структура закрытого банка, с которой учащимся непременно надо познакомиться. Структура банка имеет три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир, общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа, культура, наука, Вселенная), то есть все то, о чем необходимо задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.

Нововведения коснулись и количества тем: в этом учебном году школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем. В каждом комплекте будет по две темы из каждого раздела банка. Пример комплекта тем итогового сочинения можно посмотреть на сайте ФИПИ.

Выпускнику необходимо внимательно осмыслить тему сочинения и выбрать то, что ему максимально понятно и не вызывает затруднений с подбором примера (примеров) из художественных произведений.

Алгоритм успешной подготовки к итоговому сочинению может выглядеть так:

  • Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
  • Не забывайте про рассказы и стихотворения, которые могут быть убедительными аргументами для раскрытия темы.
  • Не бойтесь размышлять и выражать свое мнение.
  • Следуйте за формулировкой темы.
  • Комментируйте поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
  • Не забывайте про объем — не менее 250 слов.
  • Соблюдайте правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
  • Старайтесь грамотно выражать свои мысли.
  • Помните, что цитирование в сочинении необязательно, важно передать образ, мысль, поступок героя.

При подготовке к итоговому сочинению поможет Библиотека «Московской электронной школы», а также видеоматериалы по подготовке к ЕГЭ от экспертов Московского центра качества образования.

Еще один полезный ресурс для подготовки к экзаменам — независимые диагностики в формате ЕГЭ, которые проводятся в Центре независимой диагностики (ЦНД). Уже в январе 2023 года независимые диагностики в формате ЕГЭ пройдут по заданиям, полностью соответствующим спецификации и содержанию КИМ 2023 года.

Участие в независимых диагностиках в формате ЕГЭ позволит проверить, насколько вы готовы к экзаменам, оценить уровень своих знаний и на основе полученных результатов построить личный план подготовки к экзаменам. Независимые диагностики проводятся полностью в соответствии с процедурой реального ЕГЭ, и помимо возможности увидеть примерные задания вы сможете ознакомиться с правилами поведения на экзамене, потренироваться в заполнении бланков, узнать, что можно брать с собой на экзамен из дополнительных материалов. Опыт участия в независимых диагностиках в формате ЕГЭ также поможет научиться справляться со стрессом и волнением, правильно распределить и использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы, разрушить мифы, связанные с ЕГЭ.

Независимые диагностики можно пройти как очно, так и дистанционно, а записаться на них можно онлайн на сайте Московского центра качества образования в разделе «ЦНД».

А что говорят психологи

Как организовать подготовку наиболее рационально, на чем сделать акцент? Как максимально использовать доступные ресурсы? Специалисты Городского психолого-педагогического центра Мария Кравцова и Анна Платонова делятся полезными находками.

Есть определенные составляющие успеха, которые надо иметь в виду при подготовке к любому экзамену:

  • психологические: важно верить в себя, иметь позитивный настрой, занимать активную позицию;
  • физиологические: необходимо высыпаться, не забывать о сбалансированном регулярном питании;
  • организационные: важно чередовать периоды труда и отдыха, достаточное время бывать на свежем воздухе, умеренно заниматься спортом;
  • содержательные: необходимо прорабатывать задания по принципу от простого к более высокому уровню сложности, отрабатывать усвоенный материал на большом количестве заданий.

Как подойти к итоговому сочинению в максимальной психологической готовности

Распределите время. Заведите ежедневник, составьте расписание на неделю, график на каждый день. В него включите не только время и содержание ежедневной работы, но и конкретные часы, отведенные на каждый вид деятельности. Чтобы готовиться эффективно, виды деятельности рекомендуется чередовать. Занимайтесь не менее часа и не более двух часов. Учите по 15–30 минут, потом меняйте вид деятельности. Старайтесь вставать каждый час, двигаться, отдыхать, делать перерывы в занятии хотя бы на 5–10 минут, так как концентрация внимания снижается.

Немаловажным фактором является и время, которое мы тратим на поиск решения. Наиболее сложные задания старайтесь осваивать в первой половине дня, на вечер оставляйте только повторение, отработку хорошо известного. Темп деятельности — также показатель успешности, если ошибок нет. Чем выше темп, тем лучше вы справляетесь и тем ближе к цели.

Учитесь на ошибках. Ошибка — это неизбежный этап при движении к победе. Очень важно проводить анализ, разбираться в причинах, осознавать механизм совершения ошибок для предотвращения их в дальнейшем. Конечно, нужно отрабатывать ошибки, и каждый тип ошибки отдельно, контролируя повышение собственной уверенности в процессе выполнения задания.

Настройтесь психологически. Оцените свой настрой перед самим экзаменационным испытанием. Например, чтобы чувствовать себя увереннее, можно использовать мотивирующие слова, «самовнушения» («Я справлюсь. У меня все получится хорошо»). Кроме того, полезно скорректировать свое отношение к экзамену: воспринимайте его как вызов, как соревнование, которого вы давно ждали и к которому вы готовы.

Ответы на часто задаваемые вопросы психологу, касающиеся экзаменов, можно услышать в еженедельном видеоподкасте Городского психолого-педагогического центра «5 вопросов психологу».

Иллюстрация: Jorm S / Shutterstock / Fotodom