Доброго времени суток. Сегодня хочу поднять извечный вопрос в философии – в чем сущность бытия? Правильного или неправильного ответа на этот вопрос нет и быть не может, так как философия – наука не точная и для каждого из нас сущность может заключаться в чем угодно. Но если отбросить философские размышления и спуститься к уровню банальной биологии, ответ на этот вопрос весьма прост – продолжение рода своего. Ведь, посудите сами, если определенный вид не даст здоровое потомство, этот вид просто перестанет существовать и на этом все кончится. Конечно, в случае с человеческим видом, ситуация несколько сложнее. Нам, чтобы оставаться homo sapiens (с лат. человеком разумным), быть только здоровым недостаточно, жизненно важной необходимостью является наличие знаний поколений прошлых лет, без этого мы просто упадем с эволюционной лестницы до уровня пещерных людей. Немаловажны и такие понятия как совесть, мораль, этика, нравственность, культура и другие жизненные критерии (пусть даже религия), которые нас делают людьми и выделяют среди иных видов населяющих планету Земля.
Исходя из этого, если рассматривать данный вопрос, в глобальном мировом масштабе, первичная задача любого индивидуума – воспитать и оставить после себя поколение, которое сможет не только продолжить свой род, но и достичь новых вершин в различных сферах деятельности. На практике же все сводиться к банальному институту семьи и воспитанию собственных детей. На мой взгляд – это главная жизненная цель любого человека. И я, как отец трех сыновей, придерживаюсь данной позиции.
На сегодняшний день, в особенности у молодого поколения (до 25 лет), бытует мнение, что семья и дети – это обуза, которой лучше не обременять себя. При этом жить нужно в свое удовольствие, так чтобы тебе самому было комфортно: путешествовать, покупать «себе любимому» дорогие и при этом ненужные вещи, развлекаться с друзьями, и прочее. Все это мне очень напоминает одни очень интересный эксперимент над колонией мышей, который проводился американским этологом Джоном Би Кэлхуном, под наименованием «Вселенная 25». Я не буду описывать всю суть данного эксперимента, кому интересно может лично почитать и ознакомиться. Однако забегая вперед, могу сказать, что данное мировоззрение нашего молодого поколения очень напоминает поведенческую позицию поколения субъектов под условным наименованием «красавцы» из данного эксперимента, а так же следует сказать, что не смотря на созданные идеальные условия жизни, все эти эксперименты оканчивались одним сценарием – гибелью всех особей. Основываясь на результатах этих экспериментов, можно сделать определенные выводы. Лично я стараюсь быть оптимистом в данном вопросе и надеюсь что человек не мышь и судьба человечества не столь хрупка, как в случае развития социального проекта в описанных трудах.
Опираясь на результаты этого же эксперимента, можно сделать важный вывод - человечеству, просто необходимо периодическая встряска, перезагрузка, некие проблемы и заботы, которые выведут нас из состояния равновесия, заставят думать, находить решения, адаптироваться к новым условиям, а матушка природа, да и собственно само человечество нам регулярно предоставляют такие возможности: войны, стихийные бедствия, глобальные техногенные катастрофы, пандемии и эпидемии, климатические изменения, и многое другое, все это диктует нам новые правила жизни, с которыми мы вынуждены считаться. И то, на сколько, мы подготовлены ко всему этому, будет зависеть от нас самих, и от этого будет зависеть исход произошедших событий для человечества в целом. В процессе эволюции, человечество утрачивает, ранее приобретенные навыки и качества. Мы забыли, что такое охота, ремесленничество, скотоводство, аграрное хозяйство. Нас всех, еще с пеленок, готовят к узкой направленности действий. Весь институт государственной власти, построен на потребительском качестве населения, маркетинг стал основным видом развития всего общества. Все это делает нас простыми рабами – рабочими особями «муравейника» под наименованием государство. Я не призываю никого к каким-то революциям, я лишь хочу напомнить, что мы именуемся индивидуумами, потому, что способные быть всесторонне развитыми и обладать достаточными знаниями во всех важных сферах деятельности. Многие, получив диплом специалиста и определенную профессию, на этом заканчивают свое развитие, их уже ничто не интересует, все сводиться к простому существованию – это и есть венец жизни?
Но все эти понятия принять уже в зрелом возрасте гораздо сложнее. Самая трудная борьба – это борьба с самим собой. Гораздо проще вкладывать понятия в молодое поколение, чье неокрепшее самосознание, напоминает пластилин, из которого можно лепить любую форму. Чем собственно и занимаются представители «высшего общества», используя для этих целей телевидение, интернет и всевозможные иные средства массовой информации. Нам с раннего детства вливают тонну ненужной информации, зомбируют, превращают в идеальных рабочих особей. Поэтому наша задача самим фильтровать получаемую информацию, и ограждать от подобной информации собственных детей, так мы сможем остаться самими собой, а не теми, кем хотят нас видеть.
Именно этим я и пытаюсь заниматься в вопросах воспитания собственных сыновей. Пытаюсь донести свои умозаключения с правом принятия собственного решения им самим. Возможно, кто-то меня посчитает параноиком и все это назовет бредом сумасшедшего, и честно говоря, я очень надеюсь, что это лишь мои опасения, которым не суждено сбыться. Но пока, до сегодняшнего дня, я уверен, что нужно быть готовым к наихудшему сценарию развития событий. По этой причине, своих собственных детей, в игровой форме, я обучаю различным приемам и методам выживания. Устраиваю регулярные вылазки на природу, где мы отрабатываем различные навыки: разбития лагеря, установки палатки, разведения костра, приготовления пищи, добычи питьевой воды, рыбалки, обучаю умению распознавать съедобные грибы, порядка применения противогазов и многое другое.
Наибольший интерес у детей вызывает тестирование различного нового оборудования, предметов, а также готовка пищи на костре. Периодически делаем марш броски пешим ходом на большие (для детей) расстояния. В процессе всего, параллельно с отработкой и тестированием, я стараюсь дать максимум информации о направлениях применения того или иного устройства или метода. Перед каждой такой вылазкой, я стараюсь подготовиться к ней, набросать небольшой конспект лекции и следовать заранее намеченному плану.
Кроме того, я считаю, что нужно всячески поддерживать детей в их начинаниях, помогать не только словом, но и делом, обеспечивать необходимым, лишь несколько корректировать направление интересов. Интерес, он как костер, горит, пока в него подбрасываешь дрова. Так и в случае с подготовкой к БП или ЧС, нужно всячески заинтересовывать ребенка, подводить все так, что бы ему самому было интересно, а следовательно и полезно. Но как именно этого добиться нужно решать индивидуально, ведь мы индивидуумы. Не так ли?
Ну и последнее, что я считаю, одним из важнейших умений для будущего мужчины – уметь работать своими руками. Для этого нужно не лениться и вместе с ребенком делать всевозможные работы по дому. Объяснять принцип работы электричества, показывать как ремонтировать водопровод, просить помощи в ремонте того или иного бытового прибора. Учить работать с деревом, металлами, кожей и другими материалами. Все эти навыки окажутся полезными для ребенка в будущем, даже если они не станут необходимостью для него.