В течение многих лет на территории Западной Украины процветала бандеровщина. На борьбу с ней направлялись бойцы Красной Армии.
Один из них – Тупиков Виктор Владимирович.
Этот человек не понаслышке знал, кто такие бандеровцы. Он считал, что они хуже нацистов. Ветеран рассказал о своей службе и борьбе с украинскими повстанцами во время интервью с С. Ковалевым.
Виктор Владимирович родился в 1927 году в Сталинградской области. Его отец был выходцем из крестьянской семьи, отличался трудолюбием, но не мог долгое время жить и работать на одном месте.
Однажды он узнал о том, что в Средней Азии строится Вахшская ГЭС, и его сердце устремилось туда. В результате этого, несколько лет своего детства Виктор прожил в среднеазиатских степях. После они вернулись в родное село.
Виктор Тупиков закончил восьмой класс в 1941-м.
В то же лето всех мужчин из деревни забрали на фронт. Подростки стали помогать женщинам в колхозе. «Работали наравне с взрослыми, без всяких поблажек», - вспоминал Виктор Владимирович.
Вскоре в их село стали приходить беженцы. Это были измотанные, уставшие, голодные люди. «Глядя на них мы стали острее осознавать, что творится что-то страшное», - рассказывал ветеран.
А спустя еще какое-то время фронт стал подбираться все ближе. Подростков отправили рыть траншеи. Стояла зима, руки стыли от холода, спина отнималась. Мерзлая земля поддавалась только топорам.
Возвращаясь вечером домой, ребята падали без сил. А еще нужно было учить уроки.
В некоторых школах открывались госпитали, оставшиеся стали работать в три смены. Уроки начинались рано утром при свечах, которые школьники приносили с собой.
В 1944 Виктор закончил девятый класс и его призвали в армию.
Это был последний военный призыв. В ноябре Виктору принесли повестку и велели явиться в военкомат «с ложкой и полотенцем». Обучение перед отправкой на фронт проходило в Ростовской военной школе. Тупикова определили в войска НКВД, где он и прослужил всю свою жизнь.
Первые недели своей службы Виктор Владимирович был на снабженческой работе, затем его снова отправили на учебу. Но это была уже весна 1945-го. Тупиков так и не успел повоевать с немцами, так как ВОВ закончилась.
Виктор Владимирович решил продолжить военное обучение и попал в Саратовское училище НКВД. Это были пограничные войска, и вновь прибывшим выдали форму пограничников с зелеными фуражками.
Во время учебы ребят стали отправлять вместе с офицерами на Украину для участия в боевых действиях против Украинской Повстанческой армии.
Задачами военных было обнаружить и ликвидировать бандитские группировки. Виктор Владимирович попал в Львовскую область, 332-й стрелковый полк, затем его распределили в г. Самбор в составе третьего батальона. Молодых бойцов приставляли к опытным оперативным работникам.
Когда поступало донесение о том, что где-то прячутся бандиты, они отправлялись на это место.
Тупиков В.В. вспоминал: «В городе нападений на нас не было, бандиты не рисковали. Но если мы накрывали их шайку где-нибудь в лесу или в доме, они обычно сопротивлялись до последнего. Я по пальцам могу пересчитать те случаи, когда они выходили с поднятыми руками».
Бандитов можно было легко распознать по одежде.
Некоторые из них одевались в обычные телогрейки, но большинство предпочитало немецкую форму. Из оружия у них были, в основном, немецкие автоматы, маленькие и удобные в использовании.
Бандеровцы держали в страхе местное население, устраивая акции устрашения, и убивая тех, кто сотрудничал с советской властью.
Как рассказывает Тупиков В.В., иногда они могли прийти в дом активиста и расстрелять его на глазах у всей семьи. Уходя, они приклеивали листовку на ворота, где говорилось, что в этом доме жил предатель Украины.
По воспоминаниям ветерана, во время борьбы с украинскими повстанцами иногда приходилось переходить на территорию Польши. Это было несложно, да и обозначения границы, как таковой, не было. Но конфликтов с поляками из-за этого не возникало.
«С этим народом я особых дел не имел, но и не хотел с ними общаться. Они всегда казались мне какими-то скользкими: в лицо улыбаются, а спиной повернешься, - могут и ударить», - говорит Виктор Владимирович.
Рассказывал Тупиков и о том, как находили бандеровцев. Если поступал сигнал, что в каком-то доме прячется банда, то строение окружали, а на проверку отправляли двух человек, вооруженных длинными щупами из толстой проволоки. Этими щупами протыкали стоги сена, подозрительные мешки. Бывало, что после того, как стог проткнули, из него с визгом кто-нибудь выскакивал.
Часто бандиты прятались под полом, в так называемых схронах, а вход в подпол закрывали порогом. «Я мог сразу обнаружить этот вход. Либо порог был чрезмерно велик, либо он был свежевыкрашен. Оторвешь его, а там – лестница вниз», - делится своим опытом Виктор Владимирович.
В этих убежищах находили также продукты, боеприпасы, листовки. В лесу тоже делались схроны. Их ловко маскировали, несмотря на то, что они могли вместить в себя целое подразделение.
Для поиска бандеровцев и их складов в лесу использовались служебные собаки.
Как вспоминает Виктор Владимирович, случалось и такое, что кого-то из солдат бандиты похищали. Тогда на поиски поднимался сразу целый батальон.
Обычно этого бойца находили уже без признаков жизни.
Тех, кто погиб от рук бандеровцев, будь то активист из гражданских, или солдат, хоронили в специальном месте на кладбище. Как вспоминает Тупиков, «на могилках наших солдат ставились пирамидки, а на месте захоронения активистов – деревянные кресты».
После службы на Украине, Тупикова перевели на Дальний Восток. Когда Виктор Владимирович получил высшее образование, он служил в разных городах Советского Союза.
В преклонном возрасте работал в школе учителем начальной военной подготовки.
Тупиков всегда говорил своим ученикам, что они – будущее нашей страны. «Учитесь, стройте мир, берегите Родину!» - одно из его напутствий подрастающему поколению.