Найти тему

Античная роскошь на новый манер. Этрусская гостиная Шереметевского дворца

Казалось, извержение Везувия в 79 году н. э. уничтожило Помпеи навсегда. Но пепел частично законсервировал его и около 17 веков спустя провидению было угодно явить миру один из самых прекрасных древнеримских городов.

XVIII век был временем лёгким и весёлым, все в нем создавалось играючи и для игры. И конечно, куда без романтических взглядов на культуры Востока, откуда привозилось множество разных диковинок. Полноценных знаний о культуре это не давало, художники и декораторы домысливали очень многое, но это в определенной мере повлияло на развитие романтизма. Так, в конце XVIII века Европа оказалась готова к новому модному взрыву.

Помпеи планомерно раскапывались, превращались в музей и понеслось. Знатные господа буквально сходили с ума от того богатства декоративной отделки интерьеров, которую демонстрировали виллы Помпей. Один за одним во дворцах Европы возникают залы в помпеянском стиле, который достигает пика популярности в XIX веке, в эпоху историзма.

В Россию стиль приходит почти сразу после начала масштабных раскопок и музеефикации Помпеев. В 1763 году Екатерина II получила в подарок от Неаполитанского короля четыре тома «Древностей Геркуланума», где были гравированные изображения археологических находок. А в 1780-х годах Чарльз Камерон создаёт для императрицы в Екатерининском дворце в Царском селе ряд интерьеров в этом стиле.

В XIX веке стиль получает совершенно разные воплощения. Классические – в светлых оттенках, где роспись стен производилась по белому фону. Таковы были утраченные помпеянские интерьеры Зимнего Дворца (1836-1839, арх. А.П. Брюллов), а также интерьеры Юсуповского дворца (1840-1860-е годы, арх. И.А. Монигетти) и Мариинского дворца (1840-е годы, арх. А.И. Штакеншнейдер), сохранившиеся до наших дней.

Но есть абсолютно уникальный образец помпеянского стиля, где вся отделка выполнена в терракотово-черной гамме, напоминающей стиль древнегреческих краснофигурных ваз. Это Этрусская гостиная в Шереметевском дворце, созданная архитектором Иеронимом Корсини в 1837-1838 годах.

В XIX веке не существовало стилистических различий в помпеянском, этрусском и греческом стилях, так как по большей части архитекторы привносили в свои проекты понемногу отовсюду, поэтому в отношении этих интерьеров допустимо использование всех трёх определений. Именно такой глубокий и не совсем типичный колорит делает эту гостиную одним из самых интересных и достойных внимания музейных интерьеров Санкт-Петербурга. Стены и потолок богато декорированы гротесками, меандрами и акантовыми листьями, имитацией рельефных плакеток и т.д.

Неотъемлемой частью помпеянских интерьеров всегда служил мебельный гарнитур. Его изготавливали по мотивам древнеримской мебели, адаптируя предметы под современные нужды. В это время набирают популярность низкие табуреты, ложи, диваны, тумбы. Вся мебель декорируется краснофигурной или чернофигурной росписью в античном стиле, а сложные ножки предметов мебельного гарнитура в виде крылатых львов или сфинксов покрываются позолотой.

Относительно авторства мебельного гарнитура Этрусской гостиной есть две версии. Согласно первой, его, как и интерьер мог спроектировать Корсини, так как нет сомнений в том, что гарнитур создавался в то же время, что архитектурное убранство. Но есть и другая версия, когласно которой, его автором мог быть Александр Павлович Брюллов, известный архитектор и брат прославленного живописца Карла Брюллова.

После пожара 1837 года Александр Брюллов восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и оформил знаменитую, хотя и утраченную ныне, Помпеянскую столовую, для которой по его эскизам была создана и мебель.

Некоторые предметы из шереметевского гарнитура являются точными копиями мебели из Помпейской столовой в Зимнем дворце, из-за чего специалисты Музея театрального и музыкального искусства предположили его авторство.

Помпеянский стиль стал модным направлением эпохи архитектурного историзма. Во многих дворцах и особняках России середины XIX столетия можно было найти помпеянские залы, немногие из которых сохранились до наших дней и потому те немногие сохранившиеся интерьеры представляют особую ценность.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!