Найти в Дзене

Великая защитница Грузии

Будущая «царица цариц» происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Отцом Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя. При нём границы Грузии были расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему». Красивая и умная Бурдухан, мать святой Тамары, была дочерью аланского царя Худана. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии. Родилась Тамара в 1166 году. По случаю появления на свет наследницы, Георгий III повелел построить храм Пресвятой Богородицы. Воспитанием царевны, рано потерявшей мать, занималась ее тетя Русудан, сестра Георгия III. Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте. После мятежа 1177 года, когда кланом Орбелиани

Будущая «царица цариц» происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Отцом Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя. При нём границы Грузии были расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему». Красивая и умная Бурдухан, мать святой Тамары, была дочерью аланского царя Худана. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии. Родилась Тамара в 1166 году.

Святая царица Тамара. Фреска в монастыре Вардзиа
Святая царица Тамара. Фреска в монастыре Вардзиа

По случаю появления на свет наследницы, Георгий III повелел построить храм Пресвятой Богородицы. Воспитанием царевны, рано потерявшей мать, занималась ее тетя Русудан, сестра Георгия III. Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте.

После мятежа 1177 года, когда кланом Орбелиани было организовано восстание против Георгия III, отец Тамары, учитывая нестабильную ситуацию в стране и отсутствие сыновей-наследников, решил короновать дочь еще при собственном царствовании. В 1178 году, в возрасте 12 лет, она торжественно взошла на престол в Уплисцихе и принялась править страной вместе с отцом.

«Царица Тамара и король Георгий III» Настенная живопись XIII века. Грузия. Роспись в монастыре Бетания была восстановлена русским художником Г. Г. Гагариным в 1880-х годах.
«Царица Тамара и король Георгий III» Настенная живопись XIII века. Грузия. Роспись в монастыре Бетания была восстановлена русским художником Г. Г. Гагариным в 1880-х годах.

Спустя шесть лет, в 1184 году, отец скончался и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей», приняла царство в свои руки. Тамара становится главой государства и в тот же год царицу повторно короновали в Гелати.

Царские покои царицы Тамары. Один из прежних языческих храмов в Уплисцихе, древнем пещерном городе, построенном в эллинистическую эпоху, в X веке был переделан в царскую резиденцию.
Царские покои царицы Тамары. Один из прежних языческих храмов в Уплисцихе, древнем пещерном городе, построенном в эллинистическую эпоху, в X веке был переделан в царскую резиденцию.

Свою деятельность новая правительница начала с кадровых перестановок. Обладая дипломатическим талантом, она «всех щедро осыпала милостями, чтобы верные были благодарны ей, а прочие были бы вынуждены молчать при воздаянии мзды».
Однако раздачи благ для внутреннего мира оказалось недостаточно. Открытая война с оппозиционными могущественными родами могла дорого обойтись новой власти и потому, проведя ряд переговоров с заинтересованными сторонами и отставок среди мятежников, было достигнуто соглашение о том, что отныне все важные для государства решения должны были приниматься царицей совместно с членами государственного совета.
Следующим шагом было завоевание позиций в области духовной власти. «Она собрала всех священников, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. И в этом тоже скоро одержала она победу, имея благонравное упование на Бога». Созвав церковный собор, Тамара добилась смещения с должностей части церковных иерархов, «пренебрегавших порядком», и назначения более достойных. Церкви были освобождены от повинностей. Крепла ее репутация как набожной и справедливой властительницы.
Предстояло еще одно укрепление позиций - путем династических комбинаций.
Автор «Жизни царицы цариц Тамары» так поэтически описывает внешность и манеры царицы: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Недаром наделил Бог Тамару такими украшениями – «образ ее изначально был прославлен, чтобы поклонялись ему цари и князья и приносили дары племена». Нужно было найти достойного жениха для царицы.

Царица Царей и Цариц, Абхазов, Картвелов, Ранов, Алан (Овсов), Кахов и Армян, Властительница Ширванша и Шахинша, Всего Востока и Запада, Слава Миру сему и Вере, принесенной Мессией. Цветная репродукция литографии 1895 года.
Царица Царей и Цариц, Абхазов, Картвелов, Ранов, Алан (Овсов), Кахов и Армян, Властительница Ширванша и Шахинша, Всего Востока и Запада, Слава Миру сему и Вере, принесенной Мессией. Цветная репродукция литографии 1895 года.

Замужество правительницы было делом более политическим и стратегическим, нежели ее личным. Вельможа Абул-Асан заявил: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея - он остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим Савалатом, удалился в чужую страну». Кандидатура жениха была одобрена и на Русь (ввиду общности православной веры) был отправлен купец Занкан Зорабабели и привёз оттуда княжича Юрия, сына Андрея Боголюбского и внука Юрия Долгорукого. В конце 1185 года князь Юрий с почетом прибыл в Тбилиси. Жених был красив, светловолос и воинственен - и это все, что было о нем известно.
Совет торопил Тамару, а она отвечала: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродного человека, ни об его делах, ни об его воинской доблести, ни об его природе и ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его». Но совет, сокрушаясь по поводу бесплодия ее дома, говоря о бездетности - требовал для государства предводителя войск. Так, после долгих пререканий и помимо ее воли, свадьба состоялась.
О прегрешениях славянского князя историки говорят уклончиво: мол, они настолько ужасны, что их даже вслух называть негоже. Во всяком случае, в вину ему вменялись пьянство, распутство и содомский грех.
«Как наковальня, терпела бодрая духом Тамара пороки мужа», однако терпение ее через два года исчерпалось после того, как Юрий, в ответ на попытки усовестить его через достойных людей, покалечил парламентеров супруги, царица сказала ему в присутствии всех так: «Хоть и научена я законом Божьим, что нельзя покидать первое брачное ложе, но с человеком, который не будет сохранять это свое ложе в чистоте, не следует терпеливо оставаться, потому что он предает поруганию храм Божий...». И тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями». Брак был расторгнут.
Этот был очень смелый шаг, беспрецедентный для средневекового грузинского государства, тем не менее, поддержали царицу в ее решении все: и вельможи, и духовенство, и тетка Русудан, которая два года назад ратовала за этот союз.
Изгнанный князь в 1187 году поселился в Константинополе, но сдался не сразу: дважды он пытался отвоевать свои «законные позиции». Первый раз – через два года, с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. К нему присоединились многие недовольные сильной монархией грузинские феодалы со своими войсками. Войска Юрия заняли Кутаиси и он был коронован во дворце Гегути. Его сторонники совершали набеги до самого города Гори, но верные военачальники Тамары разбили отряды смутьянов, Юрий был взят в плен, но прощен и отпущен.

Вторую попытку неугомонный князь предпринял в 1191 году, уже женившись на половецкой княжне и заручившись поддержкой правителя Азербайджана Абу-Бекра. Однако вновь был разгромлен, бежал и с тех пор исчез из поля зрения историков.
Благодаря природной красоте, уму и обаянию, царица была желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила просил ее руки. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её согласия. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.
Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за друга детства, воспитанника своей тётки Русудан -осетинского царевича Давида Сослана - юношу приятной наружности, хорошо воспитанного, могущественного воина, совершенного во всех добродетелях. На этот раз претензий к избраннику царицы ни у кого не возникло. Он жил с Тамарой в мире и согласии и успешно содействовал всем ее начинаниям. Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки - Русудан.
Тамара, ценой невероятных усилий, обеспечила Грузии политическое господство в Малой Азии. Были проведены военные реформы. Войско реорганизовано по новой системе: будущих воинов обучали военному ремеслу, существовала жесткая военная дисциплина, особая роль отводилась разведке. Все враги гордой маленькой страны были разбиты, а границы Грузии расширялись. Она завоевала Тавриз и Эрзерум.
Правление царицы Тамары стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга». И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.
В 1195 году, раздражённые беспрестанными набегами грузинских отрядов, сельджуки решили организовать поход, чтобы сломить возросшую мощь Грузии. Они обратились за помощью к багдадскому халифу Багдада Ан-Насиру, чтобы общими усилиями усмирить врагов. Под предводительством второго мужа Тамары Давида Сослана, грузинское войско одерживает блестящую победу над захватчиками. Шамхорская битва приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре.
В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин, который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Ойкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.
Собрав огромное войско, Рукн-ад-Дин отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман». Рукн ад-Дин также прислал Тамаре грозное письмо с обещанием «уничтожить всех мужчин в Грузии», к которому посол присовокупил заносчивое обещание «взять царицу в жены, если она примет ислам; а не примет – быть ей только наложницей…». Царица проводила войско и мужа до крепости Одзрхе и там погрузилась в молитву. Просьбы ее были услышаны: победоносное шествие грузинской армии завершилась поражением Рукн ад-Дина, а захваченная добыча была огромной: «не было возможности ни обозреть, ни счесть золотой и серебряной посуды, большого количества тканей, золотых кубков, блюд и блюдец, усеянных каменьями, жемчугом, наряду с кувшинами и котлами, совершенно полными непостижимой умом добычей. А число лошадей, мулов и верблюдов и количество шатров и ковров, которые враги побросали - кто бы определил?».
Когда в 1204 году Константинополь пал под ударами крестоносцев и Византия «рассыпалась» на части, войска Тамары решительно вмешались в раздел – и в результате, с помощью грузин, была основана Трапезундская империя. Во главе ее поставили Алексея Комнина - этот византийский царевич еще ребенком был укрыт в Грузии от преследований врагов и вырос на глазах у Тамары, которая доводилась ему тетей.
В октябре 1210 г. царица заключила Тридцатилетнее перемирие с султаном Египта Аль-Адиль I Абу Бакр ибн Айюбом и была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спери (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента и Хазаретии.
Перечень грузинских завоеваний за время ее правления огромен: практически вся территория Кавказа, экс-византийские провинции, иранские города. Грузинское государство достигло вершины своего могущества. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», - говорила Тамара. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода - внешнего и внутреннего - она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.
Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью.

Л. Табиташвили «Царица Тамара»
Л. Табиташвили «Царица Тамара»

В 1206 году умер муж царицы Давид Сослан и соправителем Тамары стал ее сын Георгий IV Лаша.
В области культуры при правлении царицы Тамары развивался и совершенствовался грузинский язык, была создана светская романическая словесность в прозе, многие памятники искусства. Её правление ознаменовано поэтической деятельностью Шавтели и Чахрухадзе, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. В её царствование Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре».

Михай Зичи.«Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре»
Михай Зичи.«Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре»

В области строительства активно сооружались мосты и оросительные каналы, возводились храмы и крепости. Самый знаменитый из шедевров той эпохи – пещерный монастырский комплекс Вардзиа, высеченный в скалах неподалеку от Ахалцихе, вмещающий в себя до 360 покоев.

Пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии
Пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии

Этот памятник и сейчас остается главной туристической меккой южной Грузии. В отвесной скале были высечены сотни помещений – церквей, келий, кладовых, библиотек, соединенных подземными ходами. Монастырь также служил и могучим оборонительным сооружением, он защищал южные границы от турок и иранцев.
Процветали торговля, ремесла; особенно ценились изделия, сделанные грузинскими кузнецами и ювелирами– золотые и серебряные кубки, чеканное оружие, перегородчатая эмаль. «…Наполнились все царские сокровищницы золотом и золотой утварью, потому что, как простой землей, осыпали царицу золотом, а каменья и жемчуга мерами ссыпали в казну, а греческой работы златотканые изделия и прочие редкостные ткани, как какие-нибудь негодные одежды, без счета нагромождали…»
Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей.
Царица покровительствовала церковным и ученым людям. Среди горцев Кавказа распространялись гражданственность и христианская вера. Действовали академии, заложенные предками Тамары, талантливые грузины учились в Византии, а образованные летописцы воспевали просвещенную царицу и родную страну.
Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.
Перед своей кончиной Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою». 18 января 1213 года святая покровительница грузинского народа скончалась от тяжелой болезни. «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их».
Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери
Вскоре Тамара была причислена православной церковью к лику святых. «Она была светильником для разумных и неразумных, светила первым и сжигала вторых. Она была уздой для сбившихся с пути истины и шпорой для нерадивых; нравственным каноном для старцев и палкой железной для юношей; защитницей мудрой для идущих честным путем и нелицеприятно бьющей строптивых».
В годы правления царицы Тамары всеобщим достоянием было здравие, и царил бесконечный мир, ее уста покрыли землю благодатью. За это благословил ее Бог во веки и возложил ей на голову венец чести и препоясал меч могущества, и она отправилась в потусторонний мир, чтобы предаться вечному бытию в награду за утверждение истины, мира и закона.


Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации