В СССР под гнетом цензуры находились все сферы культуры. Массовый кинематограф, как один из наиболее доступных и понятных элементов культуры, всегда находился под пристальным вниманием органов цензуры. Рассказываем на конкретных примерах, по каким причинам фильмы могли не попасть на экраны по завершении съёмок.
«Строгий Юноша» (1934)
Режиссер: Абрам Роом
Персонажи «Строгого юноши» пытаются ответить на вопрос — кто он, идеальный советский человек? Странные и зачастую откровенно абсурдистские диалоги о коммунизме и красоте, а также сами герои-комсомольцы, изображенные полунагими, подобно античным статуям, вызвали у партийного руководства откровенное недоумение. Режиссера Абрама Роома обвинили в формализме и отклонении от канонов соцреализма. Добавила масла в огонь и трагедия, развернувшаяся во время съемок. Отобранный на главную роль актер Дмитрий Консовский был арестован за «антисоветскую агитацию» и через несколько лет погиб в лагерях. Съемочной группе пришлось спешно искать другого артиста (им стал Дмитрий Дорлиак) и переснимать фильм заново. Однако усилия оказались напрасными, «Строгого юношу» запретили к показу, и он стал одним из первых советских полочных фильмов.
«Скверный анекдот» (1966)
Режиссеры: Александр Алов и Владимир Наумов
Экранизация одноименного рассказа Достоевского была насыщена едким «эзоповым языком» и выполнена в подчеркнуто экспрессионистском стиле. Евгений Евстигнеев (в одной из наиболее выдающихся своих ролей) играет хитрого чиновника, статского советника Ивана Ильича Пралинского, притворяющегося очень либеральным и гуманным, чтобы внушить людям доверие к государственным реформам и общественным преобразованиям. Однако маска Пралинского вызывает в людях совершенно противоположный эффект. Руководство студии «Мосфильм» посчитало картину чересчур мрачной и гротескной, что она «порочит нацию и ее историческое прошлое». Алову и Наумову стоило огромного труда запустить в производство свой следующий фильм, знаменитый «Бег» по Булгакову. А «Скверный анекдот» добрался до зрителя лишь в 1987 году.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966)
Режиссер: Андрей Кончаловский
Второй фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной» сделан в полудокументальной манере, большая часть его героев — настоящие люди, непрофессиональные актеры. В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрыл завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне. На экране появились фронтовики, бывшие узники лагерей, и зритель слышит их подлинную речь, видит их эмоции и чувства. Оказалось, что вдали от идеологии и приукрашенной действительности соцреализма, советский человек может испытывать боль и тоску, может быть несчастливым. Это и стало причиной негодования чиновников. «Ася Клячина» вызвала ожесточенные споры, ее требовали порезать и переснять, но съемочная группа, в том числе исполнительница главной роли Ия Саввина, отказались что-либо менять. Так важны были им запечатленные фрагменты настоящей жизни на пленке. Премьеры фильм дождался только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял «Курочку Рябу», продолжение, которое вызвало в обществе не меньше споров, правда, цензурировать сиквел уже было некому.
«Одинокий голос человека» (1977)
Режиссер: Александр Сокуров
Дебютный фильм Александра Сокурова, который он поставил на учебной студии ВГИКа, настолько возмутил руководство института, что «Одинокий голос человека» оказался на грани уничтожения, а не просто отправки «на полку». Стараниями оператора Сергея Юриздицкого ленту все же удалось спасти и выпустить на экраны спустя десять лет. «Одинокий голос человека» своеобразен и сложен, как и проза Андрея Платонова, на которой фильм основывается. Вместе со сценаристом Юрием Арабовым, Сокуров стремился передать специфику языка писателя, воссоздать его уникальный художественный мир. Неспешная, интимная и вдумчивая картина о красноармейце Никите, ищущем любви после пережитых ужасов Гражданской войны, раздражала руководство по форме и содержанию. «Одинокий голос человека» обвиняли в бессюжетности и упадничестве, а также в подражании Андрею Тарковскому. Сам Тарковский, посмотрев картину, назвал Сокурова гениальным режиссером.
«Тема» (1979)
Режиссер: Глеб Панфилов
В конце 1970-х к Глебу Панфилову обратилось «Госкино» с просьбой поставить разоблачительный фильм о советских диссидентах. Режиссер долго отказывался, пока вместе со сценаристом Александром Червинским, им не пришел в голову замысел «Темы». История о писателе в кризисе, которого сыграл могучий Михаил Ульянов, впрочем, оказалась совсем не тем, чего желали «заказчики». Панфилов не критикует советскую интеллигенцию, хотя и с иронией изображает писательскую среду, в особенности героя Станислава Любшина, грезящего об эмиграции. «Тема» — кино о лжи, окружающей жизнь главного героя, драматурга Кима Есенина. Он тщательно строит свой образ, подыгрывает «нашим» и «вашим», но, в сущности, не может понять, а где он настоящий, и писал ли он в своей жизни что-нибудь от сердца? Критики и чиновники единодушно признали «Тему» спорной и неоднозначной. Панфилов еще несколько лет перемонтировал и переснимал картину, менял концовки, чтобы угодить взыскательным цензорам. Вышедшая в конце 1980-х «режиссерская» версия ленты тут же снискала большую славу в Европе и получила высшую награду Берлинского кинофестиваля.