Найти в Дзене
ФедералПресс

Пороховая бочка Европы: из-за чего спорят Сербия и Косово?

Хроники обострения На текущий момент ключевым вопросом, по которому не могут договориться власти Сербии и республики Косово – сербские автомобильные номера. Официальная Приштина требует от автомобилистов сменить номера с сербских на собственные, косовские, а тех, кто не последует указанию властей – будут штрафовать. С апреля следующего года косоварские власти и вовсе обещают конфисковывать автомобили с сербскими номерами. Согласно же позиции властей Сербии, Косово является неотъемлемой частью страны, а поэтому там могут использоваться сербские автомобильные номера. Последнее аналогичное обострение произошло в августе. Тогда в Северном Косове (преимущественно населенном сербами) стали сооружать баррикады и готовиться к боестолкновениям, в то время как в регион уже направлялся косовский спецназ. В полную боеготовность привели и Международные силы безопасности в Косово (KFOR). Однако на тот момент конфликт был урегулирован дипломатическим путем. Приштина согласилась отложить введение обяз
Оглавление
Президент Сербии Александар Вучич уже заявил, что ситуация находится буквально на грани столкновений.  Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com
Президент Сербии Александар Вучич уже заявил, что ситуация находится буквально на грани столкновений. Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com

Хроники обострения

На текущий момент ключевым вопросом, по которому не могут договориться власти Сербии и республики Косово – сербские автомобильные номера. Официальная Приштина требует от автомобилистов сменить номера с сербских на собственные, косовские, а тех, кто не последует указанию властей – будут штрафовать. С апреля следующего года косоварские власти и вовсе обещают конфисковывать автомобили с сербскими номерами.

Согласно же позиции властей Сербии, Косово является неотъемлемой частью страны, а поэтому там могут использоваться сербские автомобильные номера. Последнее аналогичное обострение произошло в августе. Тогда в Северном Косове (преимущественно населенном сербами) стали сооружать баррикады и готовиться к боестолкновениям, в то время как в регион уже направлялся косовский спецназ.

-2

В полную боеготовность привели и Международные силы безопасности в Косово (KFOR). Однако на тот момент конфликт был урегулирован дипломатическим путем. Приштина согласилась отложить введение обязательной перерегистрации автомобилей до 1 сентября. Затем эти сроки были продлены.

Ситуация на грани

Тем не менее проблема автомобильных номеров по-прежнему «Дамокловым мечом» нависала над сербским населением края.

Очередное обострение конфликта произошло в конце ноября. Между сербским президентом Александром Вучичем и премьер-министром непризнанной республики Альбином Курти в понедельник прошли переговоры. Закончились они неудачно.

-3

«Решение, которое было предложено, отменяло Брюссельские соглашения, чего Сербия не может принять», – передают слова источника сербские СМИ.

«По непонятным мне причинам мы не смогли достичь никаких договоренностей. Албанская сторона ни одной секунды не хотела принимать ничего, они всегда хотели добавить что-нибудь такое, что невозможно», – уточнил причины провала переговоров Вучич.

Затем косовские силовики заявили, что будут штрафовать автомобилистов с сербскими номерами с 22 ноября. Это вызвало бурю негодования среди славянского населения края.

-4

Агрессивные заявления албанская власть подтвердила делами. Так, косовские силовики получили указание увеличить контингент на севере края.

Двое суток: обратный отсчет

С тревожным обращением к нации выступил сербский президент Александар Вучич.

«Ситуация в Косове тяжелая, буквально на грани столкновений. Прошу западное сообщество использовать свое влияние и попытаться повлиять на Приштину и помочь нам сохранить мир», – сообщил он в телевизионном обращении.

Сербский лидер отметил: Белград сделал все возможное для урегулирования конфликта.

В Вашингтоне выразили недовольство как результатами переговоров, так и несговорчивостью Приштины. «Соединенные Штаты разочарованы тем, что лидеры Косова и Сербии не смогли договориться сегодня с Боррелем об урегулировании текущего кризиса в Косове. Мы призываем премьер-министра Курти работать с Боррелем и Лайчаком для достижения справедливого компромисса», – заявил глава пресс-службы Госдепа Нед Прайс.

Сторонам необходимо будет пойти на уступки, чтобы «не поставить под угрозу мир и в без того хрупком регионе».

В столице непризнанной республики нехотя согласились с аргументами Вашингтона и пообещали отложить решение о штрафах за сербские номера на 48 часов. Тем не менее проблема лишь перенесена во времени. Смогут ли стороны найти точку соприкосновения и разрубить «гордиев узел» противоречий?

Возможна ли война между Косово и Сербией?

Политолог, руководитель аналитического отдела Международного евразийского движения Владимир Киреев убежден, что конфликт может быть эскалирован с большой долей вероятности.

«У этого конфликта большой потенциал для развития в силу эмоциональной нагруженности для обеих сторон. И косовские албанцы, и косовские сербы воспринимают вопрос о принадлежности региона как принципиальный для себя и всячески пытаются подчеркнуть принадлежность региона. Косовские сербы говорят, что Косово – это Сербия, а албанцы говорят о Косове как об отдельном государстве и на всех уровнях стараются это показать», – указал политолог.

Таким образом, вопрос автомобильных номеров символичен и не является ни для одной из сторон чистой формальностью.

Некоторым образом охлаждает накалившуюся ситуацию общие геополитические устремления Сербии и Косова.

-5

«И Белград, и Приштина стремятся войти в структуры Евросоюза и, вероятно, НАТО, а данный конфликт является для них ненужным, нежелательным препятствием для этого. И со стороны Брюсселя, и со стороны Вашингтона раздаются настойчивые призывы отойти от этих конфронтационных тем, причем давление оказывается на обе стороны конфликта», – указал Киреев.

Однако игнорировать позицию социума на Балканах весьма затруднительно, продолжил он.

«Политики не могут отвернуться от мнения общества, которое в данном вопросе достаточно принципиально. Возможен ли прямой силовой конфликт? Да, возможен. Несмотря на то, что он вроде бы никому не нужен на уровне бизнеса, государственных структур, он может случиться в силу того, что промедления в данном вопросе общество не простит. В отличие от стран бывшего СССР, мнение общества в бывшей Югославии имеет серьезное значение на правительственные структуры. Это объясняется и размерами государств, и политической традиции. Игнорировать мнение общества они не смогут», – заключил эксперт.

Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / Yoshio Tsunoda / AFLO / Michael Kappeler / dpa / Alberto Ortega / Keystone Press Agency / Vedat Xhymshiti / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com