Практика и исследования показали, что разные подходы, стили преподавания имеют отличительную эффективность по уровню мотивации студентов. Эти показатели важно учитывать, так как стиль преподавания влияет на усвоение знаний и мышление человека.
Ключевые факторы преподавания
Важной составляющей современного обучения является критическое мышление. Если человек развивает в себе такие навыки, он буквально учится отфильтровывать недостоверные сведения. Таким человеком сложнее манипулировать, он способен принимать верные и осознанные решения.
Почему мы вообще заговорили о критическом мышлении? Все очень просто, ведь именно академическая мотивации или стиль преподавания влияет на формирование этого важного для жизни навыка. Студентов можно целенаправленно обучать критическому мышлению или косвенно развивать навык.
И тут важную роль играют стили преподавания. Например, деятельный стиль не обучает студентов напрямую, а заставляет самостоятельно принимать активную позицию в процессе обучения. Традиционный стиль дает готовые формы образования – лекции, методички и прочие базовые вещи.
В традиционном стиле обучения делается больше упор на заучивание реальных фактов, а информация подается напрямую в форме лекций. Студенты учат сами факты, а не способы их применения на практике.
Конструктивный стиль больше связан с практикой, когда упор делается на использование теоретических знаний. Зачастую обучение проходит в форме дискуссий, где каждый слушатель может задавать вопросы и формировать собственные гипотезы.
Какой стиль обучения эффективнее?
Несложно сделать логические выводы, что на первое место выходит именно конструктивистский стиль обучения. Исследования, в том числе зарубежных и отечественных ученых доказали, что при таком стиле обучения, критическое мышление развивается более эффективно.
Однако не стоит исключать традиционный стиль обучения. Он больше подходит для формирования основы или тех знаний, которые можно использовать для развития критического мышления.
К сожалению, сегодня не существует универсального стиля преподавания. Каждая практика в той или иной мере приносит свой положительный результат. Важно учитывать, что стили не формируют мышление сразу, а лишь мотивируют студента к саморазвитию. И тут главенство занимает конструктивистский стиль, когда ученикам дается право выбора своей точки зрения. Это не только мотивирует человека, но и заставляет работать над ошибками.
В дальнейшем исследования помогут найти оптимальный стиль универсального преподавания, а пока можно ограничиться имеющимися инструментами в арсенале отечественной высшей школы обучения.
Какой стиль преподавания выбираете вы и почему?