В последнее время мир живет тенденциями всеобщей цифровизации. Умные дом, полезное программное обеспечение и прочие продукты. Более того, некоторые эксперты считают, что именно цифра поможет сделать процесс обучение персонализированным, где каждый студент сможет изучать дисциплины более эффективно.
Но так ли это на самом деле? Рассмотрим несколько особенностей идеи и применение цифры для персонализации обучения.
Персонализация и цифра – где связь?
Цифровые технологии действительно помогают настроить процесс персонализации обучения, но не стоит забывать об особенностях таких программ. В нашем мире обычная передача даже базовых знаний теряет свою актуальность. Большее значение представляют такие навыки как планирование, самостоятельное обучение, умение критически мыслить и нести ответственность за свои действия.
Можно без проблем предложить студентам элементы цифры для самообучения, но вряд ли они станут более эффективными. И да, цифровизация помогает искать ресурсы, знания и ответы на многие вопросы. Другое дело, что такой инструмент никогда не сможет заменить прямое общение студентов с лектором. Только личный контакт позволяет найти особый подход в обучении.
Без всех этих элементов цифровые средства обучения теряют актуальность. Сегодняшняя практика показала, что базовые элементы цифровизации следует применять совместно с наработанными принципами процесса обучения. В таком случае можно достичь высоких результатов.
Роль преподавателя в персональном обучении
Важно учитывать, что ответственность с преподавателя не снимается даже в случае с персонализацией обучения. Ученики действительно несут большую ответственность за выбор пути, но лектор и учитель всегда должен вносить свои профессиональные коррективы.
Главная роль преподавателя – помочь ученикам освоить базовый материал, научить ориентироваться в огромном информационном мире. Примечательно, что именно цифра дает больше малозначительной информации, которую нужно проверять и верифицировать.
Цифровые системы персонализации образования могут навредить процессу. Например, современные адаптивные системы обучения, способные работать с запросами студента, умеют распознавать уровень его знаний. Однако именно с такими продуктами связаны основные риски, в том числе их непрозрачность и степень контроля. Они работают на действиях ученика, которые совершались ранее.
Сюда же можно добавить предвзятость доверия, когда каждый ученик чрезмерно доверяет поисковой выдаче цифровой системы.
Все это позволяет нам сделать выводы, что цифра не может существовать в процессе обучения без преподавателя и других основополагающих инструментов.