Рекс рос вундеркиндом, в четыре года Рекс дважды прочитал Библию от корки до корки, хоть и под чутким руководством отца. В тринадцать лет он стал чемпионом штата Канзас по правописанию и арифметике. А в средней школе Стаут разработал уникальную программу накопления банковских сбережений для школьников, которая была внедрена в 400 американских городах. В результате эта программа принесла Рексу Стауту 400 000 долларов.
Рекс Стаут родился 1 декабря 1886 года в обычной многодетной семье, он был шестым ребенком из девяти. Родители его Джон Уоллес Стаут - школьный учитель и Люсетта Элизабет Тодхантер Стаут - домашняя хозяйка, которая пописывала рассказы в стол, были обычными верующими людьми, приверженцами протестантского христианского движения квакеров из Индианы, затем переехавшие в Канзас.
В Канзаский университет в Лоуренсе Рекса приняли легко, но также легко он его и бросил, завербовавшись на военный флот, где он служил юнгой на яхте «Майфлауэр» (с 1906 по 1908 годы), принадлежавшей президенту США Теодору Рузвельту.
Демобилизовавшись со службы во флоте, последующие 4 года Стаут работал в разных компаниях, переезжал из одного штата в другой в поисках лучшей участи. Благо гонорара, полученного за постепенно внедряемую программу сбережений для школьников, с лихвой хватило на несколько лет безбедного существования и путешествие по Европе.
Тогда же Стаут решил попробовать свои силы в литературе. В 1910-1911 годах Рекс Стаут опубликовал несколько стихотворений в журнале The Smart Set. Дело продвинулось и Стаут перешел к литературной прозе.
В годы между 1912 и 1913 Рекс во всю писал рассказы. В изданиях, называемых pulp magazine - дешевые журналы ( All-Story Magazine, Smith's Magazine, Short Stories), рассчитанных на массового читателя, было опубликовано свыше 40 произведений начинающего писателя в различных жанрах - детективы, приключения, научная фантастика.
Когда Рексу Стауту было 27 лет, в 1913 году, он написал и издал свой первый роман в жанре детектива - «Её запретный рыцарь». В 1914 году Рекс Стаут выпускает приключенческий роман «Под Андами». А в 1915 году он издает третий роман - «Награда для князей», который в какой-то степени стал продолжением романа "Под Андами". После этого Стаут ничего не писал более десяти лет, желая попробовать себя на другом поприще. За эти десять лет Стаут успел поработать конюхом, гидом по местам проживания индейцев пуэбло в Санта-Фе, торговцем сигарами в Кливленде, а самыми престижными из его работ были - продавец в книжном магазине и менеджер в отеле. Но все же большую часть доходов ему приносили гонорары от уже опубликованных произведений. Однако почти все сбережения Рекс потерял в 1929 году, во времена Великой депрессии.
В 1916 году Стаут женился на девушке по имени Фэй Кеннеди, которая была родом из города Топика, штат Канзас. Но через некоторое время выяснилось, что брак не приносит ожидаемого счастья и вдохновения. А потеря сбережений и смена работ подтолкнули его к прежним занятиям.
В 1927 году Стаут переехал в Париж, где вновь обратился к литературе.
И...в 1929 году Рекс Стаут "взялся за старое" и написал новое произведение - психологический роман "Подобно божеству". За ним последовали еще три книги аналогичной направленности, однако большого успеха у читателей они не снискали. В 1934 году писатель анонимно выпустил политический триллер "Президент исчез". Инкогнито автора подогрело интерес публики, тогда критики отозвались о новинке благосклонно. Пока читатели гадали, кто написал роман, Рекс Стаут наслаждался слухами, клубящимися вокруг его произведения. Однако свое авторство он открыл только в 1939-м.
В начале 1930-х годов в Европе стало неспокойно, и Стаут вернулся в США. А в 1931 году Рекс познакомился с дизайнером Полой Вайнбах Хоффман. Стаут как раз строил для себя и своей первой супруги Фэй новый собственный дом на холме, расположенном между Брюстером и Данбери. В этот недостроенный дом за компанию с другим литератором Льюисом Ганнетом к Стаутам и приехали супруги-архитекторы-дизайнеры Хоффман.
Между Рексом и Полой Хоффман сразу же возникла некая симпатия, хотя на тот момент оба были несвободны. Урожденная Жозефин Пола Вайнбах родилась в городе Стрые, в 1902 г, в городе бывшем частью Австро-Венгрии, а затем Польши. На заре своей юности она проживала в Австрии, в Вене, где обучалась у известного архитектора Йозефа Хоффмана, а познакомившись с сыном мэтра - помощником архитектора Вольфгангом и выйдя за него замуж, Пола с мужем переехали в США. Первые годы эмиграции в Америку были очень трудными для семьи Хоффман. Муж Полы Вольфганг работал в механическом цехе, а сама Пола шила абажуры и женские шляпы. Затем они учредили собственное независимое дизайнерское агентство с офисами на Мэдисон-авеню в Манхэттене. Первые значительные гонорары им принесло сотрудничество с кинотеатрами арт-хауса в Нью-Йорке - Театром Святого Георгия в Бруклине (1927) и Маленьким театром Карнеги на Манхэттене (1928).
В 1928 году Хоффманы уже зарекомендовали себя и были среди 14 архитекторов и дизайнеров, основавших Галерею американских дизайнеров - «предназначенную исключительно для демонстрации предметов и интерьеров для практического использования» - и они были среди тех, кто учредил Американский союз художников-декораторов и мастеров (AUDAC), самая амбициозная профессиональная дизайнерская группа того времени. В 1931 году они представили офисный интерьер на большой и важной выставке членов AUDAC, организованной Вольфгангом Хоффманном и Кем Вебером в Бруклинском музее.
Вот как раз в сопровождении супруга Вольфганга Пола и предстала перед Рексом в его доме, куда пару захватили с собой писатель Льюис Ганнетт и его жена Рут (ранее побывавшая замужем за дизайнером Эгмонтом Аренсом). С той судьбаносной встречи отношения Рекса и Полы развивались стремительно, уже в следующем году они разъехались со своими прежними супругами, а затем Рекс развелся с Фэй Кеннеди, а Пола прервала "плодотворное партнерство" с Вольфгангом Хоффманом.
Уже 21 декабря 1932 года состоялась свадьба Рекса Стаута и Полы Вайнбах Хоффман, гражданскую церемонию провели в новом достроенном доме, получившем название High Meadow (“Высокий луг”). Новый брак дал определенно положительные результаты. Во-первых, в этом браке у супругов родилось две дочери.
А во-вторых или это может быть для писателя, наоборот, во-первых, в 1934-м писатель издал грандиозный роман "Фер-Де-Ланс", который положил начало серии романов о проницательном, ленивом и нерасторопном частном детективе-аристологе (гурмане) Ниро Вульфе и его ироничном и расторопном бессменном помощнике Арчи Гудвине. Причем речь велась от лица этого самоироничного секретаря - Арчи Гудвина. Книга была опубликована в издательстве Farrar & Rinehart, а ее сокращенный вариант вышел в свежем выпуске журнала The American Magazine.
А в-третьих, после второго брака Пола стала влиятельным дизайнером текстиля, входившим в избранную группу пионеров возрождения ремесленного ткачества в 1930-х годах. Ее большая, залитая светом рабочая комната находилась в восточном крыле второго этажа дома Стаутов " Хай-Мидоу". Брак был счастливым.
Рекс Стаут творил в другой части дома, а его детектив Ниро Вульф - "фальстаф от мира детективов", так называемый критиками, принес Стауту невероятную всемирную славу. Новеллы о Ниро Вульфе легли в основу целого ряда экранизаций в США, Германии, Италии и России. Известны экранизации - "Познакомьтесь с Ниро Вульфом", США, 1936 год; "Лига перепуганных мужчин", США, 1937 год; "Слишком много поваров", Германия, 1961 год; Серия фильмов "Ниро Вульф", Италия, 1969-1971 годы; "Ниро Вульф", США, 1977 год (показ в 1979 году); "Ниро Вульф", США, 1981 год; "Загадки Ниро Вульфа" - The Niro Wolf Mystery, США, 2000–2002 годы; "Ниро Вульф и Арчи Гудвин", Россия, 2001-2002 годы; "Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина", Россия, 2005 год; "Ниро Вульф", Италия, 2012 год.
Самая лучшая экранизация произведений Рекса Стаута — американский телесериал "Загадки Ниро Вульфа" (A Nero Wolfe Mystery), режиссера Тимоти Хаттона, с Мори Чайкиным в главной роли Ниро Вульфа, так мне кажется. А еще я люблю забавный итальянский вариант 2004-2012 г. В роли Вульфа — Франческо Паннофино и Гудвина играет Пьетро Сермонти, и Моцарела в роли сыщика Крамера.
Окрыленный успехом детектива Ниро Вульфа, Рекс Стаут в 1937 году написал книгу "Рука в перчатке", где Дол Боннер - хозяйка частного сыскного агентства стала новым персонажем. Затем появился роман о частном сыщике Текумсе Фоксе и бывшем адвокате Алфабете Хиксе. Однако эти детективы не смогли превзойти успеха Ниро Вульфа. И с 1940 года Рекс Стаут полностью посвятил себя серии романов опять же о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине, и до конца своей жизни он занимался исключительно этой темой.
Почти до 1966-го писатель выпускал по одной книге о Ниро Вульфе в год. Но в 1943-м г. книга о Вульфе не была написана, тогда Рекс Стаут, присоединившись к организации Fight for Freedom ("Борьба за свободу"), занимался антинацистской пропагандой. По окончании войны, писатель вернулся к серии про Вульфа. Всего о Ниро Вульфе были написаны 33 романа и 41 рассказ. Среди них - "Лига перепуганных мужчин" (1935), "Черные орхидеи" (1941), "Смертельная ловушка" (1944), "Дело о скрученном шарфе" (1950), "Ловушка для убийцы" (1958) и многие другие. Кроме книг о Вульфе и Гудвине Стаут написал несколько романов и повестей о второстепенных персонажах этой серии - инспекторе Кремере (Крамере), Текумсе Фоксе и других.
За несколько месяцев до смерти Рекс Стаут издал роман "Семейное дело", где главными героями были естественно Ниро Вульф и Арчи Гудвин.
Скончался писатель 27 октября 1975 года, в возрасте 88 лет, как написано в свидетельстве, "по естественным причинам".
Права на произведения Рекса Стаута перешли жене Поле Стаут.
Пока Рекс Стаут творил свои романы, Пола не сидела, сложа руки. Еще до войны ее компания High Meadow Loom поставляла ткани для ведущих домов моды в Нью-Йорке и создавала коллекции для Dunhill и Otterburn в Великобритании. В 1946 году она зарегистрировалась с офисами шерстяной промышленности в Нью-Йорке. В 1948 году Pola Stout Inc. наняла штат из 17 ткачей и произвела 2000 ярдов ткани в неделю. Позже она создала коллекции для Дж. P. Stevens & Company (1958–59) и была дизайнером-консультантом в Ames Textile Corporation. На ее предприятии изготовили шерстяную рубашку в клетку для президента Рузвельта. В 1957 году Беннингтон-колледж представил первую обширную выставку тканей Полы Стаут - выбор тканей ручной работы, тканей с вышивкой, изготовленных на ее фабрике в Филадельфии и в Великобритании. У нее было множество успешных выставок тканей.
В свои более поздние годы она частично завершила крупный проект, составив коллекцию из 50 пледов, по одному для каждого из Соединенных Штатов. К 1981 году она переехала из дома "Хай Медоу" в Стэмфорд, штат Коннектикут.
Пола Стаут является прототипом нескольких добрых и порядочных персонажей в книгах Рекса Стаута о «Ниро Вульфе». Ее служба в текстильной и модной индустрии послужила предпосылкой и сюжетом для таких историй, как "Красная шкатулка" (1937), "Красные нити" (1939) и "Подставка для убийства" ( 1958). Прямая ссылка на Pola Stout Inc. появляется в романе 1949 года "Второе признание" (глава 6), в котором Мэдлин Сперлинг носит «мягкое, но гладкое шерстяное платье коричневого и черного цветов, которое выглядело как ткань Полы Стаут Инк".
Пола Стаут (род. Жозефина Пола Вайнбах) скончалась 12 октября 1984 года в возрасте 82 лет от сердечного приступа.
Алена Л.